Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
В этих тяжелейших условиях ледового плавания меня неизменно приятно поражали спокойная выдержка и неизменно бодрый, жизнерадостный тон судово дителей ледоколов —ни малейшей раздражительной нотки. Всегда и со всеми ров ное, доброжелательное обращение старших судоводителей, управляющих атомо ходами в различных, порою, экстремальных ледовых условиях. А пример такого доброго взаимопонимания подают в первую очередь капитаны: Б. М. Соколов, Ю. С. Кучиев, В. А. Голохвастов, В. К. Кочетков, В. С. Смолягин, А. А. Ламехов, В. И. Шестопалов, В. Н. Красовский, А. А. Смирнов, 3. А. Вибах, В. С. Давыдянц, А. А. Хорьков, А. А. Сивков, В. П. Танько, Б. И. Банников, А. Н. Баринов и другие. Всегда благожелательный, бодрый, часто с тонким умным юмором тон: «А, остано вились, ну хорошо, возвращаемся к вам». —«Застряли? Понятно, тут очень тесно, ничего, сейчас подколем». —«Движение слабое? Ну, даже слабое —уже хорошо, сейчас пробежим вдоль борта, полегчает». —«Сильно дрейфует? Ну ничего —не унесёт же в Америку! —Вот с «Павлушей» (это «Павел Корчагин») разберёмся и к вам подскочим... потерпите немного». И всё в таком деловито доброжелательном тоне. Вспоминаются давние шутки. Однажды наш «Устилуг» в Енисейском заливе зажало, что называется «намертво». Сообщаю капитану «Ленина» Б. М. Соколову: «Тут такие сморози, Борис Макаро вич, ни вперёд, ни назад». И весёлый, дружеский ответ: «А ничего, Леонид Степано вич, у нас запас мощности большой —по частям, но вытащим!». —«Э, нет, друзья, — стараюсь выступать в том же бодром тоне, —выколупывайте целиком!». Григорий Абрамович Энтин —дублёр капитана, известный острослов, спокойно-шутливо добавляет: «А что, по частям притащим —судоремонтники сварят, лучше прежнего будете!». Славные, воспитанные, интеллигентные люди и великолепные професси оналы —капитаны и старшие судоводители на ледоколах, особенно на атомоходах. «Хорошо, околем, возьмём на “усы”, ничего, поможем, подойдём, не волнуйтесь» — и так, кажется, без конца —вахта за вахтой, сутки за сутками, недели, месяцы! Это, вероятно, призвание, выработанная годами, десятилетиями капитанская этика. У нас, капитанов-транспортников, особенно управляющих сравнительно силь ными, современными судами, нередко прорывается досада на себя: «Опять увязли, остановились, снова просить ледокол? Беспокоить лишний раз атомоходцев... им и без нас —ни минуты отдыха: одного сдвинули, другой застрял —протолкнули, тре тий... в канал не вписался, понесло —чёрт-те куда!». И почему-то вспоминается за мечательный писатель Валентин Пикуль. Думается, что вот посмотрел бы на эту иногда поистине адскую работу атомоходов своим умным, проникновенным взгля дом славный писатель-моряк Валентин Саввич и мягко, негромко, но проникно венно попросил: «Помогай им Бог!». Да, для ледоколыциков это работа, повседнев ные обязанности —вести, толкать, окалывать, тащить транспорты на более слабый лёд, в свежий канал, на небольшое разводье. И они великолепно ведут этот нелёг кий арктический «бал» —кого чему учили! Во второй половине дня наметились местные разрежения во льдах. Перевели машины в постоянную готовность и двинулись вперёд по наметившейся во льду небольшой щели между старыми сморозями. Но продвинулись —всего ничего. Толь ко миновали сомнительную трещину, поля снова сошлись с треском и скрежетом, «притирая» друг к другу свои кромки. А «Россия», оставив около нас танкер, побе жала помогать «Арктике» выручать «Павлушу-Павлика»: там совсем худо —силь нейшие местные перегруппировки тяжелых сморозей. Атомоход работает на 355
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz