Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
латвийский танкер и почти такой же архангельский лесовоз пробираются в Хатан гу, первый —с грузом топлива, второй —со свежими овощами. Тут тоже своего рода извечная арктическая дилемма. С одной стороны, нельзя направлять в Арктику такие, по нашим меркам, малые суда со слабыми корпусами и сравнительно маломощными машинами —бывают очень опасные ситуации, а с другой, кого же посылать туда, если проходные осадки для захода в Хатангу и на Колыму не должны превышать 4,5—5,0 метров. Вот и идут туда наши «Повенцы», «Пионеры», малотоннажные танкеры да старенькие лесовозы. Хотя ио большому счёту нужно бы иметь 5—7 небольших специализированных судов с прочными противоледовыми корпусами и достаточно сильными машина ми. Ведь всем понятно, что нам никуда не деться от необходимости завоза жизнен но необходимых грузов и особенно топлива в эти очень важные арктические порто- пункты, чтобы обеспечить жителей всем необходимым для нормальной жизни. А время и пути доставки жёстко лимитированы —только в летний период и только морским вариантом по трассам Севморпути. Да, как правило, сложно, нередко очень опасно, но что делать —Арктика. Вот и теперь атомные ледоколы ведут отчаянный бой с ледовой массой. «Арк тика» защищает «Павла Корчагина», а «Россия» прикрывает своим могучим кор пусом танкер «Вентспилс». Суть этого противостояния главным образом заключа ется в том, что атомоходы обходят вокруг своих подопечных, круша, разламывая, перемалывая ледовые поля, не позволяя им в своём хаотическом движении опасно наваливаться на борта транспортов. Ледоколы в своём движении активно крушат гигантские льдины и сморози, создают из сравнительно мелкого ледового крошева своеобразные «подушки», которые частично защищают борта от непосредственно го давления на них больших ледовых полей толщиной, как правило, более 1,5—2 метров с жёсткими кромками и острыми подводными выступами. Без такой постоянной, надёжной ледокольной защиты транспортам, попавшим в подобные ледовые капканы, приходится очень трудно. Их безопасность в этой ситуации становится проблематичной, а последствия непредсказуемыми. Правда, подобные запредельно мощные подвижки ледовых масс случаются нечасто. Ну и при таком сжатии ледоколам, естественно, не до нас. Мы это отчётливо понимаем и не отвлекаем атомоходы от их главных забот. Мы из разряда прочных, надёжных арктических кораблей и крепких моряков на них —выдержим! Да и куда денешься? Надо держаться. А ледоколыцики пусть защищают, прикрывают более слабые, ме нее приспособленные к этим экстремальным условиям транспорты. Наконец, после 8—10-часового буйства арктической ледовой круговерти —силь нейших сжатий, торошений, перегруппировок гигантских ледовых масс —наступи ло некоторое затишье и даже чуть заметное ослабление запредельного напора льдов на корпус судна. Возможно, это некое субъективное ощущение, но капитану вдруг показалось, что судно «вроде как» чуть облегченно вздохнуло своим корпусом. «Оно же, как живое, всё понимает, только сказать не может!» —убеждённо говорил в дав ние времена старый капитан о своём красавце-паруснике. Разумеется, всё это не более, чем добрые шутки, ну а насчёт «вздоха» судна —всё просто. Льды ослабили напор на корпус, его конструкции где-то чуть «спружинили» —вот и показалось, будто судно вздохнуло. Да уж очень ждали все, когда эта заваруха уляжется. Атомные ледоколы после небольшого совещания капитанов взяли своих подо печных вплотную на «усы» и пробуют начинать движение, естественно, предвари- 353
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz