Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Мы тоже двинули наш мощный ледокольный транспорт по свежему каналу после прохода ледокола, но... увы и ах! Пройдя с большим трудом около 5 миль, останови­ лись —канал сложило «в нитку», как говорят ледоколыцики, теперь на месте кана­ ла уже приличные торосы. Ледовые массы «гуляют». А через час—другой началось такое, что даже в Арктике встречается нечасто. Ветер пошел к югу и начал резко усиливаться —приближался штормовой фронт. Спустя еще несколько часов, весь ледовый массив начал постепенно шевелиться, пришел в движение и... началось арктическое «светопреставление». Железный скрежет ледяных полей В районе, где мы оказались, было гигантское скопление огромных ледяных по­ лей и торосистых сморозей, вероятно, оторванных штормовыми ветрами от ост­ ровных припаев и загнанных в этот своеобразный «мешок» между побережьем Тай­ мыра и островными архинелгами. Теперь началась «генеральная» перегруппиров­ ка всего этого массива и, соответственно, мощные сжатия старых ледовых полей толщиною от двух—трёх метров и более. Да, таких запредельных сжатий и хаоти­ ческих перемещений гигантских ледовых масс не видали не только молодые, но, я думаю, и бывалые моряки-полярники. Это поистине редкое, фантастическое буй­ ство ледовой стихии. Нам, надо признаться, неожиданно и изрядно повезло. Два гигантских ледовых поля сошлись жёсткими, неровными кромками между собой. Мы оказались в свое­ образной, хотя и небольшой, «выемке» между выступами соседних ледовых полей. А «главный удар», как сказали бы военные специалисты, ледовой массы пришелся на кромки и выступы сошедшихся многолетних льдин. Однако нам тоже досталось сполна! Дело было сумеречной порой, и этот дикий ледовый хаос, треск и грохот рушившихся ледовых исполинов поражал воображение. Ледовая лавина по левому борту, с грохотом и треском напирая на корпус суд­ на, идёт от носа к корме, а по правому с неменьшим напором, но в обратном на­ правлении, катится другой вал. Затем всё сталкивается, торосится, одна лавина гро­ моздится на другую и снова движение —уже невозможно понять, откуда и куда —всё перемешалось. И... удары по корпусу —мощные с глухим грохотом толчки да такие, что невозможно понять, где и что трещит: ледяное поле, корпус судна или то и другое одновременно. И чрезмерная вибрация корпуса. Под кормовой подзор набило массу льда, винт и руль заклинило полностью —не проворачиваются, не сдвигаются. А моряки, чувствуется, переживают и немало волнуются, часто поднимаются на мостик посмотреть, что творится в этом арктическом ледовом аду, что говорят старшие командиры и капитан, какова опасность для судна и где атомоходы? Ниче­ го, моряки, еще не вечер! Правда, такие ледовые «встряски» бывают нечасто. Но судно у нас могучее, корпус прочный —выдержит. Руль и винт тоже пока держатся. Ну и атомоходы недалеко —милях в 10—15 от нас. Вот там обстановка действитель­ но близка к критической. Ледоколы «Арктика» и «Россия» «рубятся» с ледовой ла­ виной «смертным боем» —как говорили в старину поморы. Колют, ломают, крушат накатывающуюся торосистую массу льдов, окалывают, создают ледовые «подуш­ ки» вокруг корпусов, всей своей мощью защищают, прикрывают подопечные транс­ порты, не очень способные противостоять этой дикой ледовой стихии. Небольшой 352

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz