Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Мы тоже двинули наш мощный ледокольный транспорт по свежему каналу после прохода ледокола, но... увы и ах! Пройдя с большим трудом около 5 миль, останови лись —канал сложило «в нитку», как говорят ледоколыцики, теперь на месте кана ла уже приличные торосы. Ледовые массы «гуляют». А через час—другой началось такое, что даже в Арктике встречается нечасто. Ветер пошел к югу и начал резко усиливаться —приближался штормовой фронт. Спустя еще несколько часов, весь ледовый массив начал постепенно шевелиться, пришел в движение и... началось арктическое «светопреставление». Железный скрежет ледяных полей В районе, где мы оказались, было гигантское скопление огромных ледяных по лей и торосистых сморозей, вероятно, оторванных штормовыми ветрами от ост ровных припаев и загнанных в этот своеобразный «мешок» между побережьем Тай мыра и островными архинелгами. Теперь началась «генеральная» перегруппиров ка всего этого массива и, соответственно, мощные сжатия старых ледовых полей толщиною от двух—трёх метров и более. Да, таких запредельных сжатий и хаоти ческих перемещений гигантских ледовых масс не видали не только молодые, но, я думаю, и бывалые моряки-полярники. Это поистине редкое, фантастическое буй ство ледовой стихии. Нам, надо признаться, неожиданно и изрядно повезло. Два гигантских ледовых поля сошлись жёсткими, неровными кромками между собой. Мы оказались в свое образной, хотя и небольшой, «выемке» между выступами соседних ледовых полей. А «главный удар», как сказали бы военные специалисты, ледовой массы пришелся на кромки и выступы сошедшихся многолетних льдин. Однако нам тоже досталось сполна! Дело было сумеречной порой, и этот дикий ледовый хаос, треск и грохот рушившихся ледовых исполинов поражал воображение. Ледовая лавина по левому борту, с грохотом и треском напирая на корпус суд на, идёт от носа к корме, а по правому с неменьшим напором, но в обратном на правлении, катится другой вал. Затем всё сталкивается, торосится, одна лавина гро моздится на другую и снова движение —уже невозможно понять, откуда и куда —всё перемешалось. И... удары по корпусу —мощные с глухим грохотом толчки да такие, что невозможно понять, где и что трещит: ледяное поле, корпус судна или то и другое одновременно. И чрезмерная вибрация корпуса. Под кормовой подзор набило массу льда, винт и руль заклинило полностью —не проворачиваются, не сдвигаются. А моряки, чувствуется, переживают и немало волнуются, часто поднимаются на мостик посмотреть, что творится в этом арктическом ледовом аду, что говорят старшие командиры и капитан, какова опасность для судна и где атомоходы? Ниче го, моряки, еще не вечер! Правда, такие ледовые «встряски» бывают нечасто. Но судно у нас могучее, корпус прочный —выдержит. Руль и винт тоже пока держатся. Ну и атомоходы недалеко —милях в 10—15 от нас. Вот там обстановка действитель но близка к критической. Ледоколы «Арктика» и «Россия» «рубятся» с ледовой ла виной «смертным боем» —как говорили в старину поморы. Колют, ломают, крушат накатывающуюся торосистую массу льдов, окалывают, создают ледовые «подуш ки» вокруг корпусов, всей своей мощью защищают, прикрывают подопечные транс порты, не очень способные противостоять этой дикой ледовой стихии. Небольшой 352
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz