Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

начала сентября —хорошо. Очевидно главное —новейшие ледокольные транспор­ ты типа «СА-15» с их технической мощью и великолепными корпусами —это буду­ щие хозяева на традиционных прибрежных арктических трассах. Тут, как говорят, и к гадалке ходить не надо! По серьёзному, профессиональному раскладу теперь, в начале 90-х годов XX столетия, Мурманский ледокольно-транспортный флот —самый молодой и наибо­ лее мощный, современный флот в мире. Нам бы искренне гордиться этими дости­ жениями и, соответственно, энергично, эффективно, выгодно и далее развивать транспортные возможности на трассах Северного морского пути. Можно и нужно водить но ним активно и безопасно не только отечественные, но и суда всех флагов, желающих ходить Северным путём из Европы в Юго-Восточную Азию и к западно­ му побережью Соединённых Штатов и Канады во встречных направлениях. Ах, какие у нас сейчас возможности для успешной, безопасной и перспективной работы на арктических путях, какие благоприятные условия для дальнейшего ос­ воения и развития новых производств и отраслей, создания современных промыш­ ленных предприятий на южном (золотом!) побережье Ледовитого океана. И, нако­ нец, какие открываются возможности получать реальные финансовые выгоды на использовании огромного потенциала наших ледокольных сил, особенно современ­ ного атомного флота. И над этим, между прочим, не мешало бы подумать руководи­ телям и старшим специалистам нашей судоходной компании. Правда, они сейчас заняты другими, не менее, а возможно, более важными и срочными проблемами, но это уже другие темы. Ачто же теперь, в первой декаде сентября, здесь в Арктике, на подходах с запада к проливу Вилькицкого? Тут, как нынче принято выражаться, —довольно круто! Прошлой ночью, проходя мимо, атомоход «Россия» «подскочил» к нам и забрал своих членов экипажа, прибывших из Мурманска, а также продукты и почту. Пого­ ворили с капитаном Ламеховым. Анатолий Алексеевич —опытный ледовый капи­ тан, отважный моряк, Герой Социалистического Труда и старый добрый приятель. По его словам —впереди небольшой, но очень трудный участок —ледовый «ко­ лоб». И пробиваться через этот монолит будет очень непросто, даже с помощью ато­ моходов. «Ну, как говорят, трудных дел много, невозможного —ни одного!» —весе­ ло добавил в заключение капитан Ламехов и, приветливо махнув рукой, отправил­ ся к своему пульту управления на мостике атомохода. Ледокол, слегка вздрогнув могучим корпусом, отвалил от нашего борта и, резко увеличивая скорость, побежал к танкеру, что стоит в 10 милях позади нас. Лёгкий, изящный термин «побежал» часто употребляется применительно к атомоходам. И очень правильно кто-то вспомнил его. Действительно —побежали, подбежим довольно точно подходит к этим атомным богатырям. Они практически в любых ледовых условиях, как правило, мягко, элегантно подходят вплотную к борту или под нос транс­ порта, а иногда и к своему коллеге —другому ледоколу. По окончании «деловых» встреч осторожно и легко «отваливают» от него, и быстро, что называется, «на гла­ зах» увеличивая свою неуёмную мощь, опять свободно плывут в безграничной ледовой стихии. Наблюдать со стороны за этими великолепными манёврами атомоходов — истинное удовольствие. Разумеется, тут, кроме огромной мощи ледокола и его вели­ колепных маневренных способностей, главнейшую роль играет уникальное мастер­ ство и огромный опыт судоводителей, управляющих этими могучими кораблями. Корабли сами не ходят —их всегда водят люди: моряки-профессионалы. 351

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz