Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
начала сентября —хорошо. Очевидно главное —новейшие ледокольные транспор ты типа «СА-15» с их технической мощью и великолепными корпусами —это буду щие хозяева на традиционных прибрежных арктических трассах. Тут, как говорят, и к гадалке ходить не надо! По серьёзному, профессиональному раскладу теперь, в начале 90-х годов XX столетия, Мурманский ледокольно-транспортный флот —самый молодой и наибо лее мощный, современный флот в мире. Нам бы искренне гордиться этими дости жениями и, соответственно, энергично, эффективно, выгодно и далее развивать транспортные возможности на трассах Северного морского пути. Можно и нужно водить но ним активно и безопасно не только отечественные, но и суда всех флагов, желающих ходить Северным путём из Европы в Юго-Восточную Азию и к западно му побережью Соединённых Штатов и Канады во встречных направлениях. Ах, какие у нас сейчас возможности для успешной, безопасной и перспективной работы на арктических путях, какие благоприятные условия для дальнейшего ос воения и развития новых производств и отраслей, создания современных промыш ленных предприятий на южном (золотом!) побережье Ледовитого океана. И, нако нец, какие открываются возможности получать реальные финансовые выгоды на использовании огромного потенциала наших ледокольных сил, особенно современ ного атомного флота. И над этим, между прочим, не мешало бы подумать руководи телям и старшим специалистам нашей судоходной компании. Правда, они сейчас заняты другими, не менее, а возможно, более важными и срочными проблемами, но это уже другие темы. Ачто же теперь, в первой декаде сентября, здесь в Арктике, на подходах с запада к проливу Вилькицкого? Тут, как нынче принято выражаться, —довольно круто! Прошлой ночью, проходя мимо, атомоход «Россия» «подскочил» к нам и забрал своих членов экипажа, прибывших из Мурманска, а также продукты и почту. Пого ворили с капитаном Ламеховым. Анатолий Алексеевич —опытный ледовый капи тан, отважный моряк, Герой Социалистического Труда и старый добрый приятель. По его словам —впереди небольшой, но очень трудный участок —ледовый «ко лоб». И пробиваться через этот монолит будет очень непросто, даже с помощью ато моходов. «Ну, как говорят, трудных дел много, невозможного —ни одного!» —весе ло добавил в заключение капитан Ламехов и, приветливо махнув рукой, отправил ся к своему пульту управления на мостике атомохода. Ледокол, слегка вздрогнув могучим корпусом, отвалил от нашего борта и, резко увеличивая скорость, побежал к танкеру, что стоит в 10 милях позади нас. Лёгкий, изящный термин «побежал» часто употребляется применительно к атомоходам. И очень правильно кто-то вспомнил его. Действительно —побежали, подбежим довольно точно подходит к этим атомным богатырям. Они практически в любых ледовых условиях, как правило, мягко, элегантно подходят вплотную к борту или под нос транс порта, а иногда и к своему коллеге —другому ледоколу. По окончании «деловых» встреч осторожно и легко «отваливают» от него, и быстро, что называется, «на гла зах» увеличивая свою неуёмную мощь, опять свободно плывут в безграничной ледовой стихии. Наблюдать со стороны за этими великолепными манёврами атомоходов — истинное удовольствие. Разумеется, тут, кроме огромной мощи ледокола и его вели колепных маневренных способностей, главнейшую роль играет уникальное мастер ство и огромный опыт судоводителей, управляющих этими могучими кораблями. Корабли сами не ходят —их всегда водят люди: моряки-профессионалы. 351
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz