Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

честь известного русского моряка —гидрографа Фёдора Андреевича Матисена — старшего офицера, а позднее и капитана яхты «Заря» в полярной экспедиции баро­ на Э. В. Толля в 1899—1902 годах. Кстати, первым капитаном яхты был Н. Н. Коло­ мейцев —легендарный морской офицер и адмирал, героический участник русско- японской и Первой мировой войн. Третий лейтенант на той «невезучей» яхте был А. В. Колчак —тоже яркая фигура Российского императорского флота и талантли­ вый полярный исследователь. Длина пролива от входных западных мысов на островах Правды и Герберштей- на до восточного выхода у острова Тыртова 45 миль, ширина в наиболее узком мес­ те порядка 5 миль, глубины от 10 до 70 метров. Сам пролив в навигационном плане практически чист от опасностей —много хороших ориентиров, маяки, светящие зна­ ки. А ледовая обстановка в проливе довольно сложная. Дело в том, что в проливе стоит уже более чем двухлетний ледовый припай —неподвижный лёд, примёрзший к берегам. Его и прошлым летом не разрушило и в эту навигацию тоже уцелел. Вот и стоит этот ледовый пак, уже, почитай, третий год распечатал. Толщина льда в сред­ ней части пролива более двух метров, а ближе к берегам, наверное, уже за три пере­ валила. По средине пролива во льду проложен канал, по нему ходят туда и обратно ка­ раваны и отдельные суда. Канал этот, надо заметить, довольно затёртый, «заезжен­ ный», в нём массы ледовых обломков и просто плотная ледовая «каша». Вот и мы медленно, трудно —от 6 до 9 узлов —продираемся по этой «просёлочной» ледовой дороге. На полную мощность работают две машины, включена система пневмооб­ мыва. И «Кандалакша», напрягаясь всей своей двадцатитысячной мощью, всё же идёт вперёд без остановки. Ну... надо поддерживать реномэ современного могучего ледокольного транспорта —не звать же на помощь ледокол. И... прошли! 5 сентября рано утром вышли из пролива Матисена и продолжаем продвижение далее на северо-восток по старому каналу. Даже попутно окололи за­ стрявший в канале небольшой латвийский танкер «Вентспилс» —тоже пробирает­ ся на восток, в Хатангу, с грузом топлива. Но ушли совместно с танкером, к сожале­ нию, недалеко. Сначала застрял в густой ледовой «каше» «Вентспилс», а вскоре остановилась и «Кандалакша». Канал практически закрылся, и на его месте от дви­ жения льдов образовались огромные торосы. С востока к нам пробиваются атомоходы. Первой подошла «Россия», взяла тан­ кер на короткий буксир —на «усы» —и начали движение по свежему каналу. Мы пока идём следом за ними, но —неуспешно. Сильные ледовые сжатия. Сзади нас постепенно догоняет «Арктика» с «Павлом Корчагиным» на буксире. А лёд тут тя ­ желейший: сплошные торосы, хаотические нагромождения старых сморозей и вся эта масса в постоянном беспорядочном движении. Работают одновременно силь­ ный штормовой ветер и течения —дрейфом ледовые участки то растаскивает в раз­ ные стороны, то начинает валом накатывать один на другой со страшным треском и грохотом. Наконец, мы остановились —зажало напрочь. Получили распоряжение с «флагмана» —стоять до подхода атомоходов «Арктика» и «Вайгач». Ну что же — постоим, осмотрим окрестности, оглянемся на уже пройденный путь, посоветуемся с нашими лидерами, как пробиваться далее на восток, всё туда же... встречь солнцу! Если окинуть «морским» взглядом пройденный путь, то, в общем, не так плохо. Мы на «Кандалакше» прошли, прямо скажем, сравнительно свободно от Новозе- мельских проливов до восточной оконечности архипелага Норденшельда. Для 350

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz