Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
честь известного русского моряка —гидрографа Фёдора Андреевича Матисена — старшего офицера, а позднее и капитана яхты «Заря» в полярной экспедиции баро на Э. В. Толля в 1899—1902 годах. Кстати, первым капитаном яхты был Н. Н. Коло мейцев —легендарный морской офицер и адмирал, героический участник русско- японской и Первой мировой войн. Третий лейтенант на той «невезучей» яхте был А. В. Колчак —тоже яркая фигура Российского императорского флота и талантли вый полярный исследователь. Длина пролива от входных западных мысов на островах Правды и Герберштей- на до восточного выхода у острова Тыртова 45 миль, ширина в наиболее узком мес те порядка 5 миль, глубины от 10 до 70 метров. Сам пролив в навигационном плане практически чист от опасностей —много хороших ориентиров, маяки, светящие зна ки. А ледовая обстановка в проливе довольно сложная. Дело в том, что в проливе стоит уже более чем двухлетний ледовый припай —неподвижный лёд, примёрзший к берегам. Его и прошлым летом не разрушило и в эту навигацию тоже уцелел. Вот и стоит этот ледовый пак, уже, почитай, третий год распечатал. Толщина льда в сред ней части пролива более двух метров, а ближе к берегам, наверное, уже за три пере валила. По средине пролива во льду проложен канал, по нему ходят туда и обратно ка раваны и отдельные суда. Канал этот, надо заметить, довольно затёртый, «заезжен ный», в нём массы ледовых обломков и просто плотная ледовая «каша». Вот и мы медленно, трудно —от 6 до 9 узлов —продираемся по этой «просёлочной» ледовой дороге. На полную мощность работают две машины, включена система пневмооб мыва. И «Кандалакша», напрягаясь всей своей двадцатитысячной мощью, всё же идёт вперёд без остановки. Ну... надо поддерживать реномэ современного могучего ледокольного транспорта —не звать же на помощь ледокол. И... прошли! 5 сентября рано утром вышли из пролива Матисена и продолжаем продвижение далее на северо-восток по старому каналу. Даже попутно окололи за стрявший в канале небольшой латвийский танкер «Вентспилс» —тоже пробирает ся на восток, в Хатангу, с грузом топлива. Но ушли совместно с танкером, к сожале нию, недалеко. Сначала застрял в густой ледовой «каше» «Вентспилс», а вскоре остановилась и «Кандалакша». Канал практически закрылся, и на его месте от дви жения льдов образовались огромные торосы. С востока к нам пробиваются атомоходы. Первой подошла «Россия», взяла тан кер на короткий буксир —на «усы» —и начали движение по свежему каналу. Мы пока идём следом за ними, но —неуспешно. Сильные ледовые сжатия. Сзади нас постепенно догоняет «Арктика» с «Павлом Корчагиным» на буксире. А лёд тут тя желейший: сплошные торосы, хаотические нагромождения старых сморозей и вся эта масса в постоянном беспорядочном движении. Работают одновременно силь ный штормовой ветер и течения —дрейфом ледовые участки то растаскивает в раз ные стороны, то начинает валом накатывать один на другой со страшным треском и грохотом. Наконец, мы остановились —зажало напрочь. Получили распоряжение с «флагмана» —стоять до подхода атомоходов «Арктика» и «Вайгач». Ну что же — постоим, осмотрим окрестности, оглянемся на уже пройденный путь, посоветуемся с нашими лидерами, как пробиваться далее на восток, всё туда же... встречь солнцу! Если окинуть «морским» взглядом пройденный путь, то, в общем, не так плохо. Мы на «Кандалакше» прошли, прямо скажем, сравнительно свободно от Новозе- мельских проливов до восточной оконечности архипелага Норденшельда. Для 350
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz