Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

говоры в эфире. Нередко пронесёт на большой скорости могучий, тёмный силуэт ледокола из Мурманска в Арктику или наоборот — после очередной смены на полярных трассах. Еще в недавнем прошлом жизнь в Арктике, порою сложная, ледово-штормовая, стылая от морозов, а иногда, как нынче, солнечно-яркая, бурлила, гудела, особенно здесь, на западном фланге Севморпути. Теперь сутками ни звука —арктическая пу­ стыня, гнетущее безмолвие. Правда, судя по информации из Диксона и с ледоколов, далее к востоку, между Диксоном и Тикси, еще работают несколько судов-снабжен- цев и ледоколы, но всё же это начало большого и, судя по всему, длительного запу­ стения в Арктике. На следующее утро на траверзе Енисейского залива появились первые полосы льда. Да, лёд у Диксона в первые дни сентября, пожалуй, несколько неожиданно. Лёд, правда, пока символический, отдельные полосы, вероятно где-то оторвало от островных ледовых припаев и северными ветрами вынесло на судоходные пути. Первый полярный лёд. Правда, мы его и зимой видели —нынешний новый 1992 год встречали в Дудинке. Что же —лёд, так лёд, давай Арктику! Запустили вторую машину, перевели дви­ гатели в ледовый режим. Начали понемногу маневрировать, уклоняясь от старых ледовых сморозей. Они, хотя и обкатанные волной, но постоять за себя еще ой, как могут. А лёд становится плотнее и серьёзнее —уже 4—5 баллов, это не случайные полосы-перемычки, а реальная кромка арктических льдов на юго-западе Карского моря. Получили информацию —рекомендации от капитана дальневосточного ле­ докола «Красин» Рыжкова и начальника штаба восточного сектора в Певеке Гречи- хина для следования от пролива Вилькицкого к проливу Санникова. Спасибо, дру­ зья-коллеги, очень мило с вашей стороны, но нам до Вилькицкого еще долго проби­ раться, думаю, многое изменится. И всё же приятно —соседи тоже беспокоятся о нашем благополучном плавании. А справа по носу острова Скотт-Хансена прорезались. Ну и как всегда около, а точнее, вокруг них ледовое кольцо —серьёзная перемычка. Тут нам немного повез­ ло. Встретили латвийский танкер, бывший «Ленинск-Кузнецкий», теперь, кажет­ ся, «Рундале» или что-то в этом смысле. Капитан порекомендовал оставить острова северо-западнее, там, по его наблюдениям, лед значительно легче. Воспользовались советом и прошли этот крепенький ледовый участок довольно легко. Выйдя на ос­ новной судоходный маршрут, направились далее к востоку, навстречу «Арктике», которая ожидает нас у ледового перешейка возле острова Крайний. Кстати, остро­ ва, мимо которых мы только что прошли, названы именем одного из участников норвежской экспедиции Ф. Нансена на судне «Фрам» —гидрографа и метеоролога старшего лейтенанта Сигурда Скотт-Хансена. Погода заметно посуровела: температура «за бортом» минус 5 градусов, появи­ лись первые ледовые образования —пятна блинчатого льда. Это уже начало суро­ вой арктической зимы, первый сигнал —надо поспешать, моряки! Условия плава­ ния на нашем пути пока благоприятны —лёд 4—6 баллов, встречаются обширные разводья, но попадаются и серьёзные, плотные перемычки, правда, пока неширо­ кие, «посильные» для нас. А впереди открылась атомоходная «Арктика» —заслу­ женная «хозяйка» арктических ледовых просторов. Она всё знает —видела всякое вплоть до полюса! Видимость отличная —атомоход открылся за 12 миль —атмос­ фера тут прозрачная, ни дыма, ни копоти —чистота первозданная. 347

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz