Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
говоры в эфире. Нередко пронесёт на большой скорости могучий, тёмный силуэт ледокола из Мурманска в Арктику или наоборот — после очередной смены на полярных трассах. Еще в недавнем прошлом жизнь в Арктике, порою сложная, ледово-штормовая, стылая от морозов, а иногда, как нынче, солнечно-яркая, бурлила, гудела, особенно здесь, на западном фланге Севморпути. Теперь сутками ни звука —арктическая пу стыня, гнетущее безмолвие. Правда, судя по информации из Диксона и с ледоколов, далее к востоку, между Диксоном и Тикси, еще работают несколько судов-снабжен- цев и ледоколы, но всё же это начало большого и, судя по всему, длительного запу стения в Арктике. На следующее утро на траверзе Енисейского залива появились первые полосы льда. Да, лёд у Диксона в первые дни сентября, пожалуй, несколько неожиданно. Лёд, правда, пока символический, отдельные полосы, вероятно где-то оторвало от островных ледовых припаев и северными ветрами вынесло на судоходные пути. Первый полярный лёд. Правда, мы его и зимой видели —нынешний новый 1992 год встречали в Дудинке. Что же —лёд, так лёд, давай Арктику! Запустили вторую машину, перевели дви гатели в ледовый режим. Начали понемногу маневрировать, уклоняясь от старых ледовых сморозей. Они, хотя и обкатанные волной, но постоять за себя еще ой, как могут. А лёд становится плотнее и серьёзнее —уже 4—5 баллов, это не случайные полосы-перемычки, а реальная кромка арктических льдов на юго-западе Карского моря. Получили информацию —рекомендации от капитана дальневосточного ле докола «Красин» Рыжкова и начальника штаба восточного сектора в Певеке Гречи- хина для следования от пролива Вилькицкого к проливу Санникова. Спасибо, дру зья-коллеги, очень мило с вашей стороны, но нам до Вилькицкого еще долго проби раться, думаю, многое изменится. И всё же приятно —соседи тоже беспокоятся о нашем благополучном плавании. А справа по носу острова Скотт-Хансена прорезались. Ну и как всегда около, а точнее, вокруг них ледовое кольцо —серьёзная перемычка. Тут нам немного повез ло. Встретили латвийский танкер, бывший «Ленинск-Кузнецкий», теперь, кажет ся, «Рундале» или что-то в этом смысле. Капитан порекомендовал оставить острова северо-западнее, там, по его наблюдениям, лед значительно легче. Воспользовались советом и прошли этот крепенький ледовый участок довольно легко. Выйдя на ос новной судоходный маршрут, направились далее к востоку, навстречу «Арктике», которая ожидает нас у ледового перешейка возле острова Крайний. Кстати, остро ва, мимо которых мы только что прошли, названы именем одного из участников норвежской экспедиции Ф. Нансена на судне «Фрам» —гидрографа и метеоролога старшего лейтенанта Сигурда Скотт-Хансена. Погода заметно посуровела: температура «за бортом» минус 5 градусов, появи лись первые ледовые образования —пятна блинчатого льда. Это уже начало суро вой арктической зимы, первый сигнал —надо поспешать, моряки! Условия плава ния на нашем пути пока благоприятны —лёд 4—6 баллов, встречаются обширные разводья, но попадаются и серьёзные, плотные перемычки, правда, пока неширо кие, «посильные» для нас. А впереди открылась атомоходная «Арктика» —заслу женная «хозяйка» арктических ледовых просторов. Она всё знает —видела всякое вплоть до полюса! Видимость отличная —атомоход открылся за 12 миль —атмос фера тут прозрачная, ни дыма, ни копоти —чистота первозданная. 347
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz