Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
скорость 12,5 узла —мало, но ничего не поделаешь —приказ по пароходству: жёст кая экономия топлива. И по словам моряков, при плавании в южных широтах под водная часть судна сильно обросла водорослями, что безусловно снижает скорость, всё логично. А бывало, «в молодости», наша «Кандалакша» и на одной машине бегала по 14 узлов, ну... когда мы были молодыми! В принципе, пока всё идёт хорошо. Начало плавания —милое дело для настоя щих моряков. Всё входит в морской режим, в привычные «родные» рамки: морские вахты, чёткое расписание времени работ и отдыха, приёма пищи —не нужно много и тяжело раздумывать: что, как, когда... После тягучих портовых стоянок с их извеч ными неопределённостями: пойдём —не пойдём, теперь мореходы все, как один, — бодрые, деятельные, дружные. У всех масса самых различных впечатлений от бере говой жизни —такой сложной, запутанной, непредсказуемой. Недаром моряки с парусных времён говорят: «Спаси нас бог на берегу, а в море сами разберёмся!». С утра занялись выдачей информации капитанам ледоколов, в штаб морских арктических операций в Диксон и всем грузополучателям о выходе в рейс, предва рительном времени прибытия в пункты назначения и относительно рекомендаций по маршруту следования после прохода Карских Ворот. Послал первые радиограм мы и в восточный сектор Арктики: в Певек —капитану порта, начальнику восточ ного штаба морских операций, начальнику Тиксинского пароходства, капитану порта Зеленый Мыс, что на Колыме. Ну, для начала, наверное, достаточно. Переговорил по радиотелефону с капитаном «Арктики» В. А. Голохвастовым —получил после днюю информацию о ледовой обстановке на трассах —кажется, есть очень тяжелые участки на пути. Ледоколы работают в районе архипелага Норденшельда. «Поджи даем вас», —сказал в заключение Василий Александрович —старый, опытнейший полярный капитан, добрый приятель. Более 40 лет он отважно колол, рубил, кру шил полярные льды. Начинал младшим штурманом на старых паровых ледоколах, а завершил свой моряцкий путь капитаном атомохода «Арктика» —общепризнан ным и безусловным флагманом. «Мудрейший» так мы, все арктические капитаны, с искренней любовью величали его. Приятные и дорогие воспоминания. Теперь Ва силия Александровича, к великому сожалению, уже нет с нами. Но вернёмся к началу 90-х. Теплоход «Кандалакша» уже миновал пролив Кар ские Ворота и вышел на просторы сурового и неприветливого Карского моря. «Ледовый мешок» —окрестили его между собой моряки-полярники. Правда, сей час в своей юго-западной части море чисто ото льда и даже выглядит несколько непривычно: светло-голубым под неброскими лучами заполярного светила. Ну и то сказать, 2 сентября в Карском море по-летнему благостно и красовито —нечасто такое встречается. Наш курс теперь на северо-восток в обход острова Белый и далее к Диксону. Получили от руководителя ледовых проводок в штабе Диксона капитана В. Е. Мах- ницкого рекомендации для дальнейшего следования и карту ледовой обстановки. Да, льдов в Арктике, в её центральном районе, нынче через край —практически начинаются от Диксона. А к востоку от мыса Стерлегова уже начало ледокольной проводки. Всё хорошо, одно тревожно: нет или, точнее, почти нет судов на трас се —пустынно вокруг, будто на заброшенном кладбище. За двое суток —два рудо воза из Дудинки! В былые времена тут, в Карских Воротах, на рейде Амдермы, у Болванского, у Ямальского побережья наши снабженцы: «Пионеры», «Артисты», «Повенцы» сновали вдоль и поперёк, словно челноки, нескончаемые деловые раз 346
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz