Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Малыгина сел на мель и был раздавлен наваливши­ мися с моря льдами. Правда, экипаж и грузы были спасены. В гибели судна береговые чиновники ус­ матривали определённую вину капитана Малыгина и ему грозил арест и суд. Однако проводивший рас­ следование капитан Черевин оказался человеком мудрым и неторопливым. Он под свою ответствен­ ность разрешил Малыгину продолжать руководство отрядом, потребовав от командира «во искупление вины сделать всё, чтобы экспедицию провести непре­ менно до успешного конца». А в это время в Архангельске для отряда были построены два новых мореходных бота, которые вышли в плавание летом 1736 года под командой лейтенантов А. Скуратова и И. Сухотина —дельных, энергичных морских офицеров, имевших опыт пла­ вания в северных морях. После гибели коча «Экспе- дицион» Малыгин перешел на бот №1, а пришедший в ветхость коч «Обь» под командой Сухотина он от­ правил в Архангельск. Обновлённый отряд на двух новых ботах продолжил плава­ ние на восток. В сложных ледовых условиях суда прошли самые трудные участки пролива Югорский Шар и, выйдя в Карское море, продолжили плавание на северо- восток пока их не остановили сплошные льды, вставшие неодолимой стеной на пути мореплавателей. Лейтенанты Малыгин и Скуратов не стали более рисковать. Они повернули суда на обратный курс и привели их в устье реки Кара, где и остановились на зимовку. Благодаря энергичным и распорядительным действиям командиров зимовка про­ шла вполне благополучно. Большинство моряков были перевезены на оленях в Обдорск (это нынешний Салехард), где имелись сносные условия для зимнего про­ живания членов экипажей. Оставленные на судах для их охраны моряки во главе со штурманом Великопольским занимались судовыми работами, ремонтом и подго­ товкой судов и снаряжения для будущего плавания. Они также активно вели охоту и рыбную ловлю, обеспечивая себя свежей провизией. С наступлением весны и увеличением светлого времени Малыгин создал сухо­ путные отряды под руководством геодезистов, которые провели обширные работы по обследованию северной части полуострова Ямал и острова Белый. Геодезисты обследовали и описали большие участки береговой линии, а также составили рабо­ чие карты и планы небольших бухт и устьевых участков рек. Кроме того, сухопут­ ные отряды установили на пути будущего плавания судов несколько хорошо замет­ ных с моря маяков —своеобразные гурии из плавниковых бревен и камней. Эти приметные береговые сооружения служили отличными ориентирами при морском плавании отряда вдоль побережья. После зимовки в навигацию 1737 года экспедиционные боты сравнительно бы­ стро обогнули с севера полуостров Ямал и прошли проливом между Ямалом и ост­ ровом Белый. Этот пролив позднее был назван именем Малыгина. Теперь перед моряками раскинулись безбрежные просторы Обской губы. Используя благопри­ ятные погодные условия — отсутствие льдов и попутный ветер, суда успешно 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz