Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ному побережью Сибири до Чукотки! Нужно и заботы капитана понимать. Вот при­ шел с направлением старший помощник, ждем прихода второго штурмана. Меха­ ники по информации старшего, кажется, подсобрались. 30 августа, после 18-суточной стоянки обработку судна вроде как закончили. Выгрузили 15 500 тонн пшеницы и погрузили для портов Арктики: овощи свежие (картофель, морковь, свекла, лук, чеснок, что там ещё...) 6070 тонн, солений 200 тонн, разные грузы, сухое молоко, консервы, прочая мелочь в контейнерах —около 500 тонн. Всего груза в пяти трюмах и на палубе 6640 тонн. Запасы топлива по самому жёсткому минимуму, ну в случае чего попросим у соседей —кругом свой брат-моряк. Последнее отдай, но не бросай коллегу в море без помощи —морской закон. Приняли пассажиров, кое-какое продовольствие. Разумеется, свежие овощи, фрукты скоропортящееся, а также почту, посылки для экипажей, работающих в Арктике ледоколов, —тоже надо, не привезёшь —обида горькая. К концу суток после окончания погрузки, крепления палубного груза, оформ­ ления грузовых документов и завершения портовых формальностей теплоход «Кан­ далакша» снялся из Мурманского порта на Колыму. Развернулись на рейде, побла­ годарили буксировщиков за помощь и пошли на выход в море. Уже сумерки, вклю­ чены береговые огни. Город со стороны залива великолепен —что твой американский Новый Орлеан или канадский Ванкувер. До свиданья, славный моряцкий город Мурманск! Следующий раз (с приходом) мы уже увидим тебя, вероятно, в зимнем наряде, снежных одеждах, туманно-морозной мгле, сумеречном неровном свете по­ лярной ночи. Но ты для нас в любых «одеждах» красив и приветлив. После полуночи вышли из Кольского залива. Традиционные команды с мости­ ка: «На баке крепить якоря по-походному, в машинном отделении —полый ход впе­ ред, машины —в морской режим. Вахтенным —по местам, подвахтенным можно отдыхать». Легли курсом на восток в сторону Новоземельских проливов. Погода славная: ветер северо-восточный 3—4 балла, море 2 балла, видимость 8—10 миль, температура «за бортом» плюс 6 градусов. Для последнего дня августа в Баренце­ вом море —великолепно. А вокруг пустынно —даже рыбаков не видать. Встретили только наш, входя­ щий в Кольский залив, балкер «Александр Суворов». Идёт из Дудинки с рудой. А вообще «плывут» из Певека с попутным заходом на Енисей. Переговорил с капи­ таном. Ю. Г. Пошевеля —бывший мой старший помощник в 1974—1976 годах. Опыт­ ный, грамотный моряк и прекрасной души человек. Внешне чуть застенчивый, но в сложных условиях отважен и хладнокровен —крепкий старший командир. Юрий Георгиевич поделился подробной информацией о ледовой обстановке на предстоя­ щем нам пути. Правда, прошло уж некоторое время, но, тем не менее, это тоже ин­ формация. Судя по разным источникам, на участке между архипелагом Норден- шельда и мысом Челюскин в проливе Вилькицкого довольно тяжелые льды. Но там сейчас работают наши главные «ледобои» —атомные ледоколы «Арктика», «Рос­ сия», «Вайгач» и где-то на подходах «Сибирь», а также дизель-электрический ледо­ кол «Капитан Сорокин». Да и у нас нынче тоже не легендарный «Ф. Литке» в 7000 паровых сил и даже не «Дмитрий Донской» с 11 000 лошадиных сил, а современный ледокольный транс­ порт с энергетической установкой в 21 тысячу «лошадей». Однако нынче и идти нужно побыстрее —жители побережных окраин Восточной Сибири уже почти год свежих овощей не видели. Условия плавания благоприятны —море чисто ото льда, а больших скоростей в нашем движении не наблюдается. Идем на одной машине — 345

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz