Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Главная энергетическая установка состоит из двух среднеоборотных реверсив­ ных двигателей по 10 500 лошадиных сил каждый, которые через специальные гид­ родинамические муфты соединяются с суммирующим редуктором, приводящим во вращение гребной винт регулируемого шага (ВРШ). Суммарная мощность сило­ вой установки 21 ОООлошадиных сил. Кроме двух главных машин имеются пять вспомогательных двигателей по 1100 лошадиных сил каждый, четыре паровых кот­ ла. Винт «Камева» четырёхлоиастной со съёмными лопастями из нержавеющей ста­ ли, диаметр винта 5600 мм, вес 67,7 тонны, а вес одной лопасти 5 тонн. Скорость на ходовых испытаниях 18,3 узла (примерно 34 км). Для уменьшения ледового сопро­ тивления имеется система нневмообмыва. Теплоход оборудован развитыми грузовыми устройствами: 3 гидроприводных грузовых крана но 20 тонн грузоподъёмностью и 2 крана по 40 тонн —в спарке мо­ гут поднимать груз до 80 тонн. Для горизонтальной иогрузки построена кормовая аппарель 17,5 метра длиной и 5 метров шириной, нагрузка 56 тонн, угол опускания 17 градусов. Кормовой лацпорт для аппарели 5x4,6 метра. Проездная полоса шири­ ной 3 метра через клинкетные двери в водонепроницаемых переборках до «глухой» переборки в кормовой части первого трюма. Все твиндеки, кроме первого, можно загружать самоходной техникой своим ходом с причала но аппарели в твиндеки. На судне имеются современные системы пожаротушения: водяная, орошения, углекис­ лотная, паротушение, пенотушение, система контроля и оповещения. Ну и разумеется, великолепное внутреннее оборудование: одноместные каюты для экипажа, кают-компания и столовая, салоны для отдыха командного и рядового состава с телевизорами и видеосистемами, спортзал, сауна и плавательный бассейн, солярий. Много подсобных и хозяйственных помещений: прачечная, гладильная, сушильные и т. д. Рулевая рубка —от борта до борта с круговым обзором, штурман­ ская рубка с современными техническими средствами судовождения, спутниковыми системами навигации и связи. Да, это во всех отношениях современные ледокольно­ транспортные суда, приспособленные для активной работы в любых арктических условиях. К сожалению, судьба распорядилась не лучшим образом с этими велико­ лепными кораблями, но это уже другая... большая и нелёгкая тема. А подготовка к арктическому плаванию продолжается. Судно пришло в Мур­ манск уже неделю назад, и стоянка предвидится продолжительная. Причин много: вот дождик заморосил —закрыть трюма. Груз деликатный: из трюмов идёт пшени­ ца, а в трюмы свежие овощи —всё боится подмочки. Не хватает грузчиков —понят­ но: лето, отпускной сезон, портальные краны частенько отказывают —оборудова­ ние старое, с запчастями нанряжёнка, а тут еще вагоны с овощами где-то задержа­ лись. Да проблемы... всё, как всегда. Конечно, очень хочется побыстрее погрузить отличные свежие овощи нового урожая и со всем возможным поспешанием доста­ вить их людям там... на Крайнем Севере: на Колыме, на Чукотке. Возникают проблемы с обеспечением судна топливом. А что вы хотите? В стра­ не уборочная кампания —с топливом острый дефицит. Моряки, конечно, понима­ ют, но ведь обеспечивать всё равно придётся —без топлива в Арктику не пойдёшь! Острый вопрос с экипажем. Кадровикам тоже нелегко —отпускной сезон, моряки под разными предлогами стараются «умыкнуться» на берег. Понятно, ах как хочет­ ся с семьями съездить на юг к морю или хотя бы где-нибудь в средней полосе по­ быть месяц—другой с женой и детьми! Да, по-человечески всё понятно. Но капитану нужен экипаж, тем более в сложный, продолжительный арктический рейс к восточ­ 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz