Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
можные современные оракулы). На наш взгляд, предположения сомнительные, но, о вкусах не спорят. Идея предстоящего глобального потепления якобы перечерки вает необходимость соблюдения статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Статья, в частности, предусматривает, что государство, территориальное или внутреннее море которого бывает покрыто льдом свыше полугода, вправе уста навливать на этих акваториях национальные правила судоходства с целью безус ловного соблюдения требований защиты окружающей среды, поскольку наруше ние экологического равновесия может привести к необратимым последствиям. Тезис необратимости глобального потепления на планете весьма спорен и со мнителен. Изучение природных процессов и явлений прошлого свидетельствует, что все они носят колебательный характер и отличаются цикличностью смены хо лодных и тёплых периодов и не имеют однонаправленности. По прогнозам наших специалистов на смену нынешнему потеплению уже ориентировочно с 2012 года придёт очередной период похолодания. Насколько известно, учёный мир сегодня довольно резко поляризовался и наряду с теми, кто придерживается гипотезы о не уклонном глобальном потеплении, не меньше, а вероятно больше, сторонников гря дущего глобального похолодания. Кстати, много сторонников второй гипотезы в Канаде, которые наряду с нашими специалистами тоже обладают огромной базой многолетних наблюдений в своём секторе Арктики. На протяжении XX века наши страны немало сделали для хозяйственного ос воения северных территорий. Однако в последние десятилетия на первый план вы ходят задачи добычи и транспортировки углеводородного сырья из «последней при родной кладовой Земли» —Арктического региона. И по части добычи нефти канад цы, как известно, весьма преуспели, а вот в вопросах её транспортировки немало проблем. Они вывозят цветные металлы и добытую нефть в течение шести месяцев летней навигации, а на зимний период транспортировка приостанавливается и идёт накопление добытого сырья в береговых хранилищах (это точное повторение на ших проблем до конца 70-х годов прошлого столетия). И в этом плане опыт России и, в частности, Мурманского морского пароходства, осуществляющего круглого дичную навигацию в западном районе Северного морского пути, может очень при годиться канадцам. Непрерывный цикл работы у нас стал возможным благодаря постройке и ус пешной эксплуатации мощных атомных ледоколов второго поколения типа «Арк тика». Поэтому, на наш взгляд, задача обеспечения круглогодичной навигации в канадской Арктике может быть решена только с использованием атомного ледо кольного и специализированного транспортного флота с высшим ледовым классом. И в деловых кругах Канады очень внимательно рассматривают пути решения этих проблем применительно к нашему опыту. Они отчётливо понимают и хорошо пред ставляют возможности и преимущества атомных ледоколов. И уже не раз и не два звучали предложения об их использовании на ледовых проводках транспортных судов по Северо-Западному проходу, т. е. Канадским Северным морским путём, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Конечно, в рамках такого сотрудничества возникнет немало проблем, но, как говорят, трудных вопросов много —неразрешимых ни одного. Конечно, в деле дальнейшего освоения и использования природных ресурсов высокоширотных арктических регионов есть много вопросов и проблем, в том числе и международного характера. Но очевидно и то, что большинство из них можно ре 341
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz