Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Как говорят, дело прошлое, но вряд ли кто станет отрицать тот факт, что северный гигант цветной металлургии Норильский горно-металлургический комбинат своим активным ростом и развитием в 70—80-е годы XX века обязан надёжной, отлично налаженной работе Мурманского ледокольного и главным образом атомного флота, особенно в продленный и круглогодичный период арктических навигаций. А вступившие в состав Мурманского ледокольного флота атомные ледоколы второго поколения типа «Арктика» с высокопрочными корпусами и атомными энер гетическими установками повышенной мощности в 75 тысяч лошадиных сил, а так же атомоходов с уменьшенной осадкой «Таймыр» и «Вайгач», открыли новую эпо ху дальнейшего изучения и освоения Арктики. Этот период отличается большой динамичностью, особенно в освоении зимних плаваний на трассах Северного мор ского пути. Тому примеры: блистательный, всемирно известный поход «Арктики» в августе 1977 года на Северный полюс и проводка в следующем 1978 году атомохо дом «Сибирь» транспортного судна высокоширотной арктической трассой от Но вой Земли до западных подходов к Берингову проливу в ранний навигационный период, последующие походы к Северному полюсу атомоходов «Сибирь» с научно- исследовательскими целями, первый поход к Северному полюсу атомохода «Рос сия» с пассажирами на борту в 1990 году, последующие рейсы с пассажирами на полюс ледоколов «Советский Союз» и «Ямал». Всего наши атомоходы совершили, начиная с 1990 года, более 50 пассажирских рейсов на вершину планеты, причем только атомоход «Ямал» выполнил 44 таких плавания к полюсу. Это был безуслов ный триумф в арктическом мореплавании. Последний период судоходства в Арктике ознаменовался тем, что лидерство в проводках караванов транспортных судов в сложных ледовых условиях, особенно в поздний осенний и зимний периоды, а также ледокольно-навигационное обеспече ние в арктических морях и в высокоширотных, труднодоступных районах централь ного Арктического бассейна, полностью перешли к атомным ледоколам. Дизель ные ледовые корабли стали выполнять вспомогательные функции. Разумеется, даль нейшие исследования и освоение высокоширотных трасс и центрального бассейна Северного Ледовитого океана, а также всего побережья Сибири и арктических ост ровных территорий, продолжается и теперь, правда, далеко не в прежних масшта бах, но это уже другая, тоже очень важная и интересная тема. В заключение можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время весь Российский арктический сектор, включая архипелаг Земля Франца-Иосифа на западе, до Берингова пролива на востоке через Северный полюс, обстоятельно изучен и достаточно освоен благодаря многочисленным походам российских атом ных ледоколов как с практическими навигационными, так и с научно-исследова тельскими целями. Это, в свою очередь, создаёт полную уверенность в безопасном ледовом плавании новых поколений атомных ледоколов и транспортных кораблей без ограничений размеров корпусов, их осадок и мощностей энергетических уста новок, как в летний навигационный период, так и в круглогодичном режиме. Что касается перспектив работы Российского атомного ледокольного флота на ближайшее будущее, то надо полагать, что в первую очередь это будет традиционная работа по проводке арктических караванов транспортных судов по трассам Северно го морского пути, в том числе и транзитным вариантом. Разумеется, будет продолже но ледокольное обеспечение на морском участке: Новоземельские проливы —Ени сейский залив в осенне-зимний период. Безусловно, продолжатся экспедиционные 339
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz