Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
мощностью силовых установок не ниже 50—60 мегаватт. Чтобы достичь таких па раметров на дизель-электрических ледоколах, необходимо начинить их корпуса ди зельными установками, потребляющими в сутки не менее 300 тонн обычного топ лива. И если взять в расчёт, что для круглогодичной навигации с использованием таких ледоколов требуется автономность, как минимум, два месяца плавания, то объём их разовой бункеровки составит примерно 15 тысяч тонн топлива. По сути надо строить ледокол с топливными ёмкостями, равными танкеру для самообеспечения. Такое судно, осадка которого будет критически меняться в пре делах 3—4 метров, в зависимости от запаса топлива на борту, не обеспечивает долж ных показателей ледовой ходкости. А с учётом мелководья, характерного для арк тических морей, возрастает угроза его посадки на мель. Это эксплуатационные не достатки, но еще уязвимее такие ледоколы с экологической точки зрения. Нетрудно представить, насколько велик будет ущерб легкоранимой окружающей среде Арк тики, если случится авария, влекущая за собой крупный разлив из топливных тан ков такого ледокола. Впрочем, проблема экологической безопасности обычного ледокольного флота остроактуальна даже без учёта потенциальных аварий. По данным специалистов, выбросы в Арктическом бассейне азотистых, углеродных соединений в результате эксплуатации дизельных установок на судах, работающих у побережья США и Ка нады, превышают допустимую норму в сотни раз. Вывод очевиден: современный флот не в состоянии обеспечить экологию воздушного бассейна Центральной Арк тики. На этот вызов технического прогресса в состоянии ответить только атомный флот, полностью экологически безвредный. Причём речь надо вести не только об атомных ледоколах, но и о транспортных судах с ядерной энергетической установ кой и плавучих атомных станциях. Наши атомоходы успешно выполняют традиционные работы —полностью обес печивают плавания транспортных судов по арктическим трассам, в том числе и тран зитным вариантом с запада на восток и обратно. Они успешно поддерживают круг логодичную навигацию на линии Мурманск—Дудинка, особенно в зимний период. Атомные ледоколы за более чем 40-летний активный период работы внесли неоце нимый вклад в организацию систематического изучения и дальнейшего освоения арктических морей и центрального бассейна Северного Ледовитого океана, а также обустройства и оживления, если угодно, гигантских территорий Сибирского побе режья и арктических островов. Нельзя не упомянуть наиболее яркие, исторические события в деятельности атомного флота. Так, например, первый поход атомного ледокола «Ленин» в нави гацию 1961 года с целью доставить в высокие широты восточной части Арктики, в район многолетних паковых льдов, будущих зимовщиков и необходимые грузы для создания новой дрейфующей станции «Северный полюс-10». Это было первое в истории Арктики морское мероприятие. Ранее эти задачи решали только лётчики полярной авиации. Следующие знаковые этапы в работе первого атомохода —обес печение продленных арктических навигаций на линии Мурманск —Дудинка, в ча стности, на наиболее сложном, динамичном морском участке между Новоземель- скими проливами и Енисейским заливом. Активное участие атомохода «Ленин» в этих плаваниях обеспечивали резкое увеличение перевозок транспортными судами необходимых грузов стройматериа лов и техники для Норильского комбината и вывоза его продукции и медно-никеле- вой руды из Дудинки на Кольский полуостров —в порты Мурманск и Кандалакшу. 338
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz