Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

мощностью силовых установок не ниже 50—60 мегаватт. Чтобы достичь таких па­ раметров на дизель-электрических ледоколах, необходимо начинить их корпуса ди­ зельными установками, потребляющими в сутки не менее 300 тонн обычного топ­ лива. И если взять в расчёт, что для круглогодичной навигации с использованием таких ледоколов требуется автономность, как минимум, два месяца плавания, то объём их разовой бункеровки составит примерно 15 тысяч тонн топлива. По сути надо строить ледокол с топливными ёмкостями, равными танкеру для самообеспечения. Такое судно, осадка которого будет критически меняться в пре­ делах 3—4 метров, в зависимости от запаса топлива на борту, не обеспечивает долж­ ных показателей ледовой ходкости. А с учётом мелководья, характерного для арк­ тических морей, возрастает угроза его посадки на мель. Это эксплуатационные не­ достатки, но еще уязвимее такие ледоколы с экологической точки зрения. Нетрудно представить, насколько велик будет ущерб легкоранимой окружающей среде Арк­ тики, если случится авария, влекущая за собой крупный разлив из топливных тан­ ков такого ледокола. Впрочем, проблема экологической безопасности обычного ледокольного флота остроактуальна даже без учёта потенциальных аварий. По данным специалистов, выбросы в Арктическом бассейне азотистых, углеродных соединений в результате эксплуатации дизельных установок на судах, работающих у побережья США и Ка­ нады, превышают допустимую норму в сотни раз. Вывод очевиден: современный флот не в состоянии обеспечить экологию воздушного бассейна Центральной Арк­ тики. На этот вызов технического прогресса в состоянии ответить только атомный флот, полностью экологически безвредный. Причём речь надо вести не только об атомных ледоколах, но и о транспортных судах с ядерной энергетической установ­ кой и плавучих атомных станциях. Наши атомоходы успешно выполняют традиционные работы —полностью обес­ печивают плавания транспортных судов по арктическим трассам, в том числе и тран­ зитным вариантом с запада на восток и обратно. Они успешно поддерживают круг­ логодичную навигацию на линии Мурманск—Дудинка, особенно в зимний период. Атомные ледоколы за более чем 40-летний активный период работы внесли неоце­ нимый вклад в организацию систематического изучения и дальнейшего освоения арктических морей и центрального бассейна Северного Ледовитого океана, а также обустройства и оживления, если угодно, гигантских территорий Сибирского побе­ режья и арктических островов. Нельзя не упомянуть наиболее яркие, исторические события в деятельности атомного флота. Так, например, первый поход атомного ледокола «Ленин» в нави­ гацию 1961 года с целью доставить в высокие широты восточной части Арктики, в район многолетних паковых льдов, будущих зимовщиков и необходимые грузы для создания новой дрейфующей станции «Северный полюс-10». Это было первое в истории Арктики морское мероприятие. Ранее эти задачи решали только лётчики полярной авиации. Следующие знаковые этапы в работе первого атомохода —обес­ печение продленных арктических навигаций на линии Мурманск —Дудинка, в ча­ стности, на наиболее сложном, динамичном морском участке между Новоземель- скими проливами и Енисейским заливом. Активное участие атомохода «Ленин» в этих плаваниях обеспечивали резкое увеличение перевозок транспортными судами необходимых грузов стройматериа­ лов и техники для Норильского комбината и вывоза его продукции и медно-никеле- вой руды из Дудинки на Кольский полуостров —в порты Мурманск и Кандалакшу. 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz