Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Главная суть этой лихтеровозной системы: оборудовать базовые накопитель­ ные порты в Кандалакшском заливе и в одном из портов Восточной Сибири, ориен­ тировочно в Чаунской губе, построить три транспортных судна —лихтеровоза-кон- тейнеровоза с атомными энергетическими установками, обеспечить суда комплек­ тами лихтеров-контейнеров из расчёта —два лихтеровоза курсируют во встречных направлениях от Кандалакшского залива в Белом море до порта Певек, а возможно, и до портов Берингова моря (это еще нуждалось в дополнительной проработке). Эти арктические маршруты предусматривали заходы на внешние рейды: Диксона, Хатан- гского залива, Тикси, Яны, Индигирки, Колымы. В системе перевозок участвовали суда —буксировщики лихтеров и так называемые распаузники, небольшие суда, ко­ торые доставляли контейнеры с грузом от лихтеровоза-контейнеровоза непосред­ ственно к получателям. Это, разумеется, лишь самая общая характеристика проекта (по памяти) работы лихтерно-контейнеровозной транспортной системы. В годы широкого размаха работ в Арктике и активизации морских перевозок по трассам Северного морского пути при эффективном ледокольном обеспечении эта система представляла собой новый шаг в дальнейшем развитии производительных сил на Крайнем Севере нашей страны. Во исполнение разработанного проекта но­ вой транспортной системы в Арктике было принято решение построить первый лихтеровоз-контейнеровоз с атомной энергетической установкой. Головной корабль нового класса был заложен в 1984 году на судостроительной верфи «Залив» в горо­ де Керчь. Судно получило название «Севморпуть». Его основное назначение —до­ ставка различных генеральных грузов в лихтерах и контейнерах в прибрежные и устьевые районы Арктического побережья. Новый атомоход полностью отвечал тре­ бованиям Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе. Его мощная энергетическая установка позволяет судну самостоятельно продвигаться во льдах, достигающих толщины в 1 метр. При разработке проекта нового корабля было уделено большое внимание условиям жизни экипажа: предус­ мотрены отдельные каюты, кают-компания и столовая для команды, салоны для отдыха, плавательный бассейн, сауна, спортивный зал и многое другое. Атомный транспорт «Севморпуть» вступил в состав ледокольно-транспортно­ го флота в 1988 году. Этот могучий, современный корабль должен был открыть новую эпоху в исто­ рии арктического транспортного мореплавания. Но, к сожалению, эта перспектив­ ная и эффективная по замыслу её разработчиков система не получила достойного развития. Пришли иные времена, в Арктике все изменилось и пошло, мягко говоря, Его основные характеристики: Длина наибольшая Ширина наибольшая Осадка в полном грузу Высота борта Полное водоизмещение Тип главной установки Мощность энергетической установки Скорость хода на чистой воде Вместимость 40 ОООл. с. 20 узлов 74 лихтера типа ЛЭШ, 1336 контейнеров 260,3 м 32.2 м 10,68 м 18.3 м 61 ОООт атомная турбинная 336

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz