Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

чуть более 16 метров и шириной около 6,5 метра, с осадкой до 2 метров с трюмами и небольшими помещениями для командиров и общими кубриками в носовой части для команды. Суда получили названия: «Экспедицион» и «Обь». Тут необходимо заметить, что они были плоскодонные, с одним парусом, приспособленные больше к дальним морским переходам и оказались малоприспособленными для экспедици­ онных плаваний с особой спецификой гидрографических работ. Здесь практичнее были бы мореходные боты типа «Святой Пётр» Беринга —более маневренные, ус­ тойчивее на волне и способные ходить под парусами «круче» к ветру. Но, так уж получилось... Одновременно в Архангельске комплектовались и экипажи. Из Петербурга при­ бывали морские офицеры, гидрографы, штурманы, геодезисты —выпускники Пе­ тербургской морской академии. В состав экипажей были включены местные помо­ ры —ледовые лоцманы, имевшие опыт плаваний во льдах. Так, на «Экспедицион» были направлены кормщики-мезенцы Андрей Шняров и Давыд Рогачев, а на «Оби» шли тоже мезенские кормщики Михаил Южин и Иван Нагибин. Начальником Двин­ ско-Обского отряда и командиром коча «Экспедицион» был определён лейтенант Степан Муравьёв, а на «Обь» —лейтенант Михаил Павлов. Экипажи насчитывали по 25 человек на каждом судне. 10 июля 1734 года суда вышли из Архангельска в море, имея генеральную инст­ рукцию с указанием: осмотреть и нанести на карты северное побережье от устья Северной Двины до реки Обь. В силу различных обстоятельств, этот отряд с самого начала своей работы действовал как-то неуспешно и в течение двух навигаций не смог выполнить поставленные перед ним задачи. Причин тому было много, а глав­ ная —неудачный выбор командиров судов. Капитан-командор В. Беринг в соответ­ ствии с данными ему полномочиями лично назначал командиров всех отрядов. Он хорошо знал деловые качества этих офицеров и был уверен в их достойном поведе­ нии. Командиры судов Архангельского отряда прибыли из Петербурга, с Балтий­ ского флота. Вероятно, это тоже были исправные флотские офицеры-лейтенанты, но они не имели опыта самостоятельных плаваний в арктических морях. По мнению членов адмиралтейств-коллегии, командиры архангельского отря­ да часто проявляли нерешительность и некомпетентность в управлении судами, особенно в ледовых условиях плавания. Неуспеху дела много способствовали по­ стоянные раздоры командиров судов между собой, взаимные обвинения и доносы один на другого, их несогласованные, разобщенные действия и, естественно, в та­ ких условиях, частые непослушания рядовых служителей. В одном из донесений командир отряда лейтенант Муравьёв жаловался, что-де экипажи «Экспедициона» и «Оби» «восстали» против него. В марте 1736 года командиры судов Двинско-Обского отряда лейтенанты Му­ равьёв и Павлов, как следует из заключения проведённого расследования, «за мно­ гие непорядочные, леностные и глупые поступки» были сняты с должностей, отда­ ны под суд и разжалованы в матросы. Адмиралтейств-коллегия назначила новым начальником отряда лейтенанта С. Г. Малыгина. Этот офицер, бывший командир военного корабля, а затем преподаватель морской академии, по свидетельству со­ временников —человек решительный, с крутым, порою жёстким характером, ско­ рый на расправу, но опытный моряк и отменно искусный навигатор. Начало плавания отряда с новым руководителем тоже оказалось неудачным. При выходе из устья Печоры после зимовки коч «Экспедицион» под командой 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz