Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

живыми цветами и большим аквариумом, учебный класс и двухблочный спортив­ ный комплекс, включающий в себя: спортзал, тренажёрную, раздевалку, душевую, плавательный бассейн и сауну. В спортивном комплексе можно играть в волейбол, баскетбол, настольный теннис, заниматься боксом, тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, тренироваться на вело- и гребных тренажёрах. Отлично оформлены ин­ терьеры жилых и общественных помещений —они выполнены по индивидуальному архитектурно-художественному проекту. Тут использованы живые цветы, предме­ ты декоративно-прикладного искусства, набивные декоративные стеклоткани, со­ временные ковровые покрытия. Улучшена акустическая изоляция кают, их венти­ ляция и система кондиционирования воздуха. 21 декабря 1985 года вновь построенный атомный ледокол «Россия» вступил в состав ледокольного флота Мурманского морского пароходства. Возглавил экипаж атомохода капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда А. А. Ла- мехов, главным механиком стал инженер-механик В. А. Мизгирёв. С начала нового 1986 года атомный ледокол «Россия», успешно пройдя зимние ледовые испытания в Арктике, приступил к активной ледовой проводке транспортных судов на мор­ ском участке арктической трассы от Карских Ворот до Енисейского залива. Следует заметить, что опытные капитаны ледоколов и транспортных судов единогласно от­ мечали значительно большую активность работы атомохода «Россия» в зимних ле­ довых условиях по сравнению со старшими собратьями «Арктикой» и «Сибирью». Это и понятно —сказывалось эффективное действие вновь установленных или усо­ вершенствованных систем, механизмов, устройств, в частности, пневмоомывающей системы. Новые атомоходы заметно «подрастали», «взрослели», их капитаны и эки­ пажи набирались опыта. Одним из знаковых событий в биографии нового атомного ледокола «Россия» был рейс на Северный полюс с пассажирами-туристами на бор­ ту в навигацию 1990 года. Вслед за «Россией» на трассы Северного морского пути вышли вновь построенные однотипные ледоколы второго поколения: атомоход «Советский Союз» (1989 г.) и «Ямал» (1992 г.). Тогда же в постройку был заложен последний в этой серии атомо­ ход с весьма знаковым и достойным названием —«Пятьдесят лет Победы» (в честь пятидесятилетия победы в Великой Отечественной войне). Приходится с сожале­ нием констатировать, что этому «младшему брату» —представителю славного по­ коления отечественных атомоходов —с самого его рождения была уготована му­ чительно долгая и трудная строительная судьба. Атомный ледокол, заложенный в строительство на Балтийском заводе в 1990 году, строился... 18 лет. И только в на­ чале 2007 года был, наконец, передан заказчикам и вступил в состав Российского ледокольного флота. Ну, как говорят, хорошо то, что хорошо кончается. И добавим, поздно вступил в эксплуатацию —дольше будет работать! Да, хороший был задел для активной работы в Арктике к началу 90-х годов, но, как говорят, «дьявол карты перепутал!». А какие перспективы открывались — новые атомоходы: «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», в постройке «Пятьдесят лет Победы» и очередная серия современных новых ледо­ кольных транспортов типа «Норильск» —9 кораблей высшего ледового класса с энергетическими установками мощностью в двадцать тысяч «лошадей». Да, такого ледокольно-транспортного флота не имела ни одна страна в мире. Но вернёмся к другим, более благоприятным и достойным в части кораблестро­ ения и арктического мореплавания временам. С выходом на арктические трассы 333

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz