Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

фующую станцию «СП-29». В работе экспедиции наступил второй этап. 4 июня атомоход «Сибирь» вышел из Диксона и двинулся на восток к проливу Вилькицко­ го. А спустя двое суток, миновали пролив и, выйдя в море Лаптевых, повернули к северу. Да, наши атомные ледоколы в конце семидесятых —начале восьмидесятых го­ дов XX века совершали поистине блистательные походы в высоких, приполюсных широтах. Не прошло и месяца со дня выхода ледокола из Мурманска, заметим, ме­ сяца мая, самого проблемного в Арктике, с заматеревшими за долгую полярную зиму, ранее казавшимися неприступными для кораблей льдами. А атомоход уже успел эвакуировать дрейфующую станцию, затем побывал на Северном полюсе, провёл очередной караван транспортных судов севернее Новой Земли через сложный ле­ довый участок и высадил в Диксоне зимовщиков, эвакуированных с приполюсной льдины. Затем тут же принял на борт очередную группу полярников с грузами для новой дрейфующей станции и в первых числах июня двинул из Диксона далее на восток. «Проломив» припайные льды в проливе Вилькицкого, ледокол вышел в море Лаптевых и проследовал на север в район создания новой дрейфующей полярной станции «СП-29». Это фантастика! «Этого не может быть, потому что быть такого не может!» — авторитетно заявили бы опытные ледовые капитаны 30—50-х годов XX века. Изви­ ните, уважаемые капитаны, наши суровые, мудрые учителя и наставники, атомохо­ ды в Арктике —всё могут... или почти всё! Северо-восточнее пролива Вилькицкого «Сибирь» встретила тяжелые многолетние льды Таймырского массива. Тут атомо­ ходу нередко приходилось пробивать себе путь ударами с разбега, особенно в торо­ систых сморозях. А руководители новой полярной станции на вертолёте осматри­ вали окрестности, выбирая место для будущего зимовья. 9 июня ледокол подошёл и «ошвартовался» к кромке огромной старой льдины. Началась выгрузка грузов и создание новой станции. Разгружались круглосуточно, благо был в разгаре солнеч­ ный полярный день и почти летняя по арктическим меркам погода. Все шло одно­ временно —выгрузка грузов, размещение его с помощью тракторов по «своим мес­ там», установка жилых домиков —обустройство будущей зимовки на дрейфующей льдине. Наконец всё готово. Состоялось торжественное открытие новой полярной станции «Северный полюс-29». А спустя еще 10 суток, 19 июня, атомный ледокол «Сибирь» возвратился в порт Мурманск. Здесь моряков и участников экспедиции ожидали многочисленные встре­ чи, горячие поздравления с успешным завершением большой, очень сложной и чрез­ вычайно важной высокоширотной экспедиции, которая продолжалась 40 суток, и, получив отличные практические и научные результаты, достойно вошла в историю освоения Арктики. А в заключение, дорогой читатель, нельзя не высказать горьких сожалений о дальнейшей судьбе этого великолепного современного атомохода. Атомный ледокол «Сибирь» был выведен из эксплуатации в конце 1992 года, после завершения очередной арктической навигации. Причин было несколько и все серь­ ёзные —неполадки в энергетической установке и обеспечивающих системах, по­ вреждения некоторых корпусных конструкций. Ледокол теперь находится в режи­ ме безъядерного отстоя. С выходом на трассы Северного морского пути атомоходов второго поколения в Арктике резко увеличился навигационный период — его продолжительность возросла до 8 месяцев и более, а в Баренцевом и Карском морях навигация стала 331

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz