Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

пай в глубине бухты и выгрузил на лёд попутный груз —небольшую партию топли­ ва в бочках для полярной станции. Затем развернулся и, пройдя еще раз, «раска­ чал» ледовые клещи вокруг «Пионера Литвы». Теплоход получил небольшую сво­ боду и двинулся кормой вперёд, ближе к выходу из бухты на большие глубины. Тут «Сибирь», будто разминаясь, проскользила вдоль морского борта «Пионе­ ра» и с ходу задвинула его в канал, носом на выход из бухты. Да, когда за дело берут­ ся капитаны атомоходов, в Арктике, кажется, всё или почти всё становится возмож­ ным, несложным и выполнимым. Вот, пожалуйста, не прошло и трёх часов и кара­ ван, попрощавшись гудками с полярниками станции «Солнечная», быстро увеличивая скорости, двинулся по ледовому каналу на выход из пролива Вилькиц­ кого, да, того самого таинственного пролива («горла» средней части Севморпути), к ледовому припаю которого в былые времена легендарные ветераны Арктики «Ермак» и «Красин» начинали подступаться не ранее, чем в половине августа, а в начале октября уже дружно поворачивали на запад. А вот нынче, во второй половине декабря, атомоходы —на траверзе Челюскина! Чётко отщёлкивая мили, они легко проносят свои могучие корпуса мимо суровых обледенелых береговых утёсов. И маяк на мысе Челюскин весело подмигивает им: «Доброго пути, моряки, —приходите еще!». Укрепляется заветная мечта ледовых капитанов о начале круглогодичного плавания на всей национальной арктической магистрали. А наш «летучий» караван, спустя двое суток, уже входил в устье Ени­ сейского залива. Капитан «Пионера Литвы» Виктор Петров благодарит ледоколь- щиков за великолепную проводку и шутя ворчит: «Ну, братцы, и ходите же вы —не остыли от Солнечной, а тут —на тебе —Енисей!». Всего доброго, Виктор Леонидо­ вич, с благополучным выходом из ледовой ловушки и счастливых плаваний! И еще один очень серьёзный экзамен для атомохода —следующий арктический поход в свой десятилетний юбилей. Уже в начале 1987 года началась подготовка очередной крупной экспедиции в район Северного полюса. Предстояло решить две очень важные задачи. Первая —пробиться в начале мая в приполюсный район и эвакуировать полярную дрейфующую станцию «Северный полюс-27», находящу­ юся в довольно труднодоступном районе полярного бассейна. Льдина, на которой располагалась станция, постепенно разрушаясь, уже была непригодна к приёму транспортных самолётов, появилась опасность для работы зимовщиков. Эвакуиро­ вать станцию в её нынешнем положении мог только ледокол. С этой целью и на­ правлялась «Сибирь в район полюса. Была и вторая задача —завезти грузы (обору­ дование, снаряжение, топливо) и группу зимовщиков для создания новой дрейфу­ ющей станции «Северный полюс-29» в восточном районе Арктики —северо- восточнее Северной Земли. 8 мая 1987 года атомный ледокол «Сибирь» с экспедицией на борту вышел из Мурманска. Руководил экспедицией заслуженный полярник, Герой Советского Союза А. Н. Чилингаров, командовал ледоколом капитан дальнего плавания 3. А. Вибах. Маршрут экспедиции пролегал через центральную часть Баренцева моря, между Шпицбергеном и Землёй Франца-Иосифа, и далее на север, в район дрейфа полярной станции. Кроме практических задач в программу высокоширот­ ной экспедиции входил, естественно, большой объём научных наблюдений по океа­ нологии, геофизике, гидрометеорологии и ледоведению. На борту находилась боль­ шая группа учёных-исследователей Арктики. Это была одна из обширных, хорошо подготовленных и снаряженных полярных экспедиций в приполюсный бассейн. 329

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz