Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
да на Харасавэй сбегает. Конечно, с этой задачей и одна «Сибирь» справилась бы, но глубоко в бухту вошел в своё время транспорт, а там глубины для «Сибири» недоступны и только «Ленин» сможет «дотянуться». Получили указание штаба, «разогрели» машины и пошли. Это был незабывае мый, блистательный поход атомоходов по зимней арктической трассе. Полярная ночь, подсвеченная полной луной, морозная сумеречная дымка, высоко над гори зонтом переливы не очень яркого, но мягкого многоцветного северного сияния. И в этом зыбком полярном многоцветье словно гигантские призраки стремительно идут два атомных ледокола, легко вспарывая мертвенно-белый ледовый панцирь. Мощные ледокольные прожекторы острыми голубоватыми лучами скользят по горизонту, выхватывая из сумрака причудливые ледовые нагромождения. Кстати, «Сибирь» по всей Арктике славилась и несказанно гордилась своим огромной мощ ности ледовым прожектором, который, по словам «знатоков», искусные мастера изготовили по индивидуальному заказу. Порою этот стремительный, изящный бег атомоходов и всё окружающее их зимнее арктическое великолепие кажется фанта стическим. И только небольшая вибрация могучих корпусов возвращает сознание к реальной действительности —идут атомоходы! Капитан «Сибири» Валерий Шестопалов постоянно на мостике. Нужно поспе шать, у ледоколыциков поистине: время —деньги. Дизель-электроход «Гижига» уже в устье Енисея ждёт ледовой проводки к западному побережью Северной Земли. Да и условия для плавания пока благоприятны. Правда, видимость весьма ограни чена и не очень устойчива, но локаторы на ледоколах работают безупречно. Лёд молодой, ровный —для атомоходов не помеха. Ну и у молодых капитанов атомохо дов есть повод выдать всё лучшее — какой же русский не любит быстрой езды! Атомоходы на высоких скоростях миновали первый участок пути от Диксона до архипелага Норденшельда. Немного сбросив мощность, лихо вбежали в пролив Ма тисена, а спустя несколько часов, вышли к западному побережью полуострова Челюскин. Снова увеличив ход до полного, устремились на северо-восток к проли ву Вилькицкого. А мороз заметно крепчает, уже минус 32 градуса. Ледоколы идут в сплошной морозной дымке —над свежим каналом за «Сибирью» сплошная непроницаемая стена. Прозрачные, будто обломки хрусталя, разлетаются по сторонам каскады ле дяных брызг. Капитан «Ленина», ныне покойный, Григорий Абрамович Энтин — опытный судоводитель-ледоколыцик и известный острослов шутливо, будто в раздумье, проговаривает по УКВ: «Ты, Валерий Иванович, главное, в пролив Виль кицкого не промахнись, а то потом тебя до Санникова не остановишь —ну, ничего же не видно!». —«Это у тебя, Григорий Абрамович, парение от нашего канала всё застилает впереди, у нас немного лучше —не промахнёмся!» —в тон ему весело роняет Шестопалов. Капитаны-ледоколыцики в большинстве своём великолепные мастера вести умные, легкие и приятные разговоры не в ущерб основному делу даже в самых слож ных условиях плавания. Этим они как бы ненавязчиво поддерживают друг друга. У них всегда ровные, доброжелательные, деловые взаимоотношения. Миновали по чти двое суток стремительного хода во льдах, во мгле полярной ночи, в глухом бес прерывном рокоте ломающегося льда. Но вот атомоходы пересекли по диагонали ровный ледовый покров западной части пролива Вилькицкого и подошли к бухте со светлым названием —Солнечная. Накоротке переговорили с капитаном транс порта В. Л. Петровым и дружно принялись за дело. «Ленин» вошел в ледовый при 328
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz