Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

да на Харасавэй сбегает. Конечно, с этой задачей и одна «Сибирь» справилась бы, но глубоко в бухту вошел в своё время транспорт, а там глубины для «Сибири» недоступны и только «Ленин» сможет «дотянуться». Получили указание штаба, «разогрели» машины и пошли. Это был незабывае­ мый, блистательный поход атомоходов по зимней арктической трассе. Полярная ночь, подсвеченная полной луной, морозная сумеречная дымка, высоко над гори­ зонтом переливы не очень яркого, но мягкого многоцветного северного сияния. И в этом зыбком полярном многоцветье словно гигантские призраки стремительно идут два атомных ледокола, легко вспарывая мертвенно-белый ледовый панцирь. Мощные ледокольные прожекторы острыми голубоватыми лучами скользят по горизонту, выхватывая из сумрака причудливые ледовые нагромождения. Кстати, «Сибирь» по всей Арктике славилась и несказанно гордилась своим огромной мощ­ ности ледовым прожектором, который, по словам «знатоков», искусные мастера изготовили по индивидуальному заказу. Порою этот стремительный, изящный бег атомоходов и всё окружающее их зимнее арктическое великолепие кажется фанта­ стическим. И только небольшая вибрация могучих корпусов возвращает сознание к реальной действительности —идут атомоходы! Капитан «Сибири» Валерий Шестопалов постоянно на мостике. Нужно поспе­ шать, у ледоколыциков поистине: время —деньги. Дизель-электроход «Гижига» уже в устье Енисея ждёт ледовой проводки к западному побережью Северной Земли. Да и условия для плавания пока благоприятны. Правда, видимость весьма ограни­ чена и не очень устойчива, но локаторы на ледоколах работают безупречно. Лёд молодой, ровный —для атомоходов не помеха. Ну и у молодых капитанов атомохо­ дов есть повод выдать всё лучшее — какой же русский не любит быстрой езды! Атомоходы на высоких скоростях миновали первый участок пути от Диксона до архипелага Норденшельда. Немного сбросив мощность, лихо вбежали в пролив Ма­ тисена, а спустя несколько часов, вышли к западному побережью полуострова Челюскин. Снова увеличив ход до полного, устремились на северо-восток к проли­ ву Вилькицкого. А мороз заметно крепчает, уже минус 32 градуса. Ледоколы идут в сплошной морозной дымке —над свежим каналом за «Сибирью» сплошная непроницаемая стена. Прозрачные, будто обломки хрусталя, разлетаются по сторонам каскады ле­ дяных брызг. Капитан «Ленина», ныне покойный, Григорий Абрамович Энтин — опытный судоводитель-ледоколыцик и известный острослов шутливо, будто в раздумье, проговаривает по УКВ: «Ты, Валерий Иванович, главное, в пролив Виль­ кицкого не промахнись, а то потом тебя до Санникова не остановишь —ну, ничего же не видно!». —«Это у тебя, Григорий Абрамович, парение от нашего канала всё застилает впереди, у нас немного лучше —не промахнёмся!» —в тон ему весело роняет Шестопалов. Капитаны-ледоколыцики в большинстве своём великолепные мастера вести умные, легкие и приятные разговоры не в ущерб основному делу даже в самых слож­ ных условиях плавания. Этим они как бы ненавязчиво поддерживают друг друга. У них всегда ровные, доброжелательные, деловые взаимоотношения. Миновали по­ чти двое суток стремительного хода во льдах, во мгле полярной ночи, в глухом бес­ прерывном рокоте ломающегося льда. Но вот атомоходы пересекли по диагонали ровный ледовый покров западной части пролива Вилькицкого и подошли к бухте со светлым названием —Солнечная. Накоротке переговорили с капитаном транс­ порта В. Л. Петровым и дружно принялись за дело. «Ленин» вошел в ледовый при­ 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz