Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ледокола в ранние сроки навигации в многолетних льдах центрального Арктического бассейна. Требовалось также проверить работоспособность имеемого навигационного, гидрографического, гид­ рометеорологического и авиационного оборудования и средств связи при плавании в высоких, приполюс­ ных широтах. Предстояло испытать спутниковые и другие технические средства обеспечения безопас­ ного плавания ледокольно-транспортного флота по высокоширотным ледовым трассам. Да, задачи, ко­ торые ставились перед предстоящей экспедицией, были немалые и ответственные, с перспективой на дальнейшее расширение плавания арктических ка­ раванов в высоких и приполюсных широтах. Руко­ водил экспедицией заместитель начальника Адми­ нистрации Севморпути Б. С. Майнагашев —опыт­ ный ледовый капитан, ранее возглавлявший штаб морских арктических операций западного района Арктики. Командовал атомохо­ дом капитан дальнего плавания В. К. Кочетков. 26 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь», взяв под проводку у ледовой кром­ ки северо-западнее Новой Земли дизель-электроход «Капитан Мышевский», кото­ рым командовал опытный ледовый капитан Кривохижин, отправился на восток по маршруту: севернее мыса Желания (Новая Земля), мыса Арктический (Северная Земля), севернее Новосибирских островов и далее в пролив Лонга между матери­ ком и островом Врангеля. На всём пути следования встречались очень тяжёлые, многолетние арктические льды. Это был зимний ледовый монолит, еще совершен­ но не тронутый наступающими весенними погодами. Порой атомоход брал транс­ порт на короткий буксир «вплотную», и они совместно форсировали особо тороси­ стые ледовые нагромождения. Да, становилось совершенно очевидно, что ледовые высокоширотные трассы доступны только атомным ледоколам второго поколения и современным транспортным кораблям с усиленным ледовым арктическим клас­ сом и мощными силовыми установками. Плавания приполюсными ледовыми мар­ шрутами —это «привилегия» атомных ледоколов и современных ледокольно- транс­ портных кораблей. А «Сибирь» и «Капитан Мышевский» сравнительно успешно, за 18 суток, про­ шли от Новой Земли до западных подходов к Берингову проливу, обойдя севернее всех евразийских архипелагов. 13 июня, выйдя в районе мыса Сердце-Камень на чистую воду, руководители похода отпустили транспорт в самостоятельное плава­ ние через Берингов пролив в порт Магадан с предназначенным туда грузом. Экспе­ диция успешно завершила очередной, значимый, высокоширотный эксперименталь­ ный рейс. Впервые транспортное судно было проведено высокоширотной трассой из Баренцева моря до Берингова пролива практически на два месяца ранее начала обычной арктической навигации на прибрежных трассах. Атомный ледокол «Си­ бирь» вписал новую яркую страницу в историю арктического мореплавания. В обратный путь ледокол, отправившись по новому маршруту от мыса Шелаг- ского на северо-запад, успешно «разрубил» тяжелый Айонский ледовый массив, всегда считавшийся неприступным для судов. Затем, выйдя в центральную часть 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz