Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ледокола в ранние сроки навигации в многолетних льдах центрального Арктического бассейна. Требовалось также проверить работоспособность имеемого навигационного, гидрографического, гид рометеорологического и авиационного оборудования и средств связи при плавании в высоких, приполюс ных широтах. Предстояло испытать спутниковые и другие технические средства обеспечения безопас ного плавания ледокольно-транспортного флота по высокоширотным ледовым трассам. Да, задачи, ко торые ставились перед предстоящей экспедицией, были немалые и ответственные, с перспективой на дальнейшее расширение плавания арктических ка раванов в высоких и приполюсных широтах. Руко водил экспедицией заместитель начальника Адми нистрации Севморпути Б. С. Майнагашев —опыт ный ледовый капитан, ранее возглавлявший штаб морских арктических операций западного района Арктики. Командовал атомохо дом капитан дальнего плавания В. К. Кочетков. 26 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь», взяв под проводку у ледовой кром ки северо-западнее Новой Земли дизель-электроход «Капитан Мышевский», кото рым командовал опытный ледовый капитан Кривохижин, отправился на восток по маршруту: севернее мыса Желания (Новая Земля), мыса Арктический (Северная Земля), севернее Новосибирских островов и далее в пролив Лонга между матери ком и островом Врангеля. На всём пути следования встречались очень тяжёлые, многолетние арктические льды. Это был зимний ледовый монолит, еще совершен но не тронутый наступающими весенними погодами. Порой атомоход брал транс порт на короткий буксир «вплотную», и они совместно форсировали особо тороси стые ледовые нагромождения. Да, становилось совершенно очевидно, что ледовые высокоширотные трассы доступны только атомным ледоколам второго поколения и современным транспортным кораблям с усиленным ледовым арктическим клас сом и мощными силовыми установками. Плавания приполюсными ледовыми мар шрутами —это «привилегия» атомных ледоколов и современных ледокольно- транс портных кораблей. А «Сибирь» и «Капитан Мышевский» сравнительно успешно, за 18 суток, про шли от Новой Земли до западных подходов к Берингову проливу, обойдя севернее всех евразийских архипелагов. 13 июня, выйдя в районе мыса Сердце-Камень на чистую воду, руководители похода отпустили транспорт в самостоятельное плава ние через Берингов пролив в порт Магадан с предназначенным туда грузом. Экспе диция успешно завершила очередной, значимый, высокоширотный эксперименталь ный рейс. Впервые транспортное судно было проведено высокоширотной трассой из Баренцева моря до Берингова пролива практически на два месяца ранее начала обычной арктической навигации на прибрежных трассах. Атомный ледокол «Си бирь» вписал новую яркую страницу в историю арктического мореплавания. В обратный путь ледокол, отправившись по новому маршруту от мыса Шелаг- ского на северо-запад, успешно «разрубил» тяжелый Айонский ледовый массив, всегда считавшийся неприступным для судов. Затем, выйдя в центральную часть 326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz