Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ра руководили и Первой Камчатской экспедицией. Вероятно, это было резонное продолжение преем­ ственности в деле решения больших и ответствен­ ных задач, поставленных перед новой экспедицией. Официально в состав экспедиции входили шесть са­ мостоятельных отрядов —четыре северных и два дальневосточных. Северные отряды экспедиции имели главной за­ дачей проложить и описать морской путь от Архан­ гельска до пролива между Азией и Америкой, «если таковой существует». Адальневосточные —открыть северо-западное побережье Американского матери­ ка, описать его, а также «проведать» пути в Японию и по возможности установить с нею некоторые тор­ говые отношения. Естественно, были поставлены и многие другие частные задания. Современники утверждали, что Европа за всю историю не видела ничего подобного. Описью северных берегов России и нанесением их на морские карты начинали заниматься самостоятельные отряды, подчинённые непосредственно начальнику экспедиции. Кстати, работы экспедиции были засекречены, поэтому современники мало что знали о её деятельности. Кроме того, результаты открытий и наблюдений: карты, журналы, дневники и другие до­ кументы были отправлены в секретные архивы и по некоторым сведениям боль­ шинство из них сгорели в Тобольске во время пожара в 1787 году. Итак, описью северных берегов России и нанесением их на морские карты зани­ мались офицеры —гидрографы и геодезисты четырёх самостоятельных отрядов. Плавания отрядов на Севере начались с навигации 1734 года. Первый отряд Двин­ ско-Обский снаряжался в Архангельске и находился в несколько обособленном положении. Путь из Белого моря к полуострову Ямал и через него в Обскую губу был уже «проторён» многочисленными плаваниями поморов-промышленников. И перед Двинским отрядом «государственного ранга» стояла чисто гидрографи­ ческая задача —проложить морской маршрут с обходом Ямала с севера и произвес­ ти обстоятельную опись побережья с промерами глубин от полуострова Канин до Обской губы с нанесением его на морские карты. Сборы этого отряда в путь были долгими и довольно хлопотными. Отряд находился «далеко от начальства». Глав­ ный руководитель экспедиции капитан-командор Беринг в тот период двигался на Камчатку и контролировал главным образом работу сибирских и дальневосточных отрядов. Поэтому вопросами снаряжения и подготовки Двинско-Обского отряда к плаванию в основном занимались чиновники Архангельского порта. В первую очередь встал вопрос о постройке судов для плавания отряда. Несмотря на действовавший петровский указ о запрещении строительства «староманерных» судов, архангельские судостроители настаивали на постройке северных судов-кочей с двойной обшивкой, способных к плаванию в ледовых условиях. Морские офицеры, отправлявшиеся в плавание, не имели опыта службы на Севере, практически не уча­ ствовали в подготовке к экспедиции и не контролировали ход постройки судов. Наконец, поморы-корабельщики построили-таки («сладили») два коча, кото­ рые были готовы в мае 1734 года. Это были традиционные поморские кочи, длиной 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz