Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

вновь строящегося головного судна большой серии ледокольно-транспортных судов для Мурманского морского пароходства. Первенец этой серии «Дмитрий Дон­ ской» уже стоял у достроечного причала судоверфи. И мы, моряки-мурманчане, были свидетелями восторженных сообщений, встреч, митингов немецких судостроителей, принимали горячие многочисленные поздрав­ ления немецких корабелов, моряков, жителей города Росток по поводу этого выда­ ющегося события. Эти встречи незабываемы, а мы были горды и счастливы за наш флот и за нашу Великую морскую державу. Германские судостроители выражали также поистине братские чувства их коллегам, советским кораблестроителям, —со­ здателям великолепных, современных атомоходов —кораблей будущего столетия, каких не видел мир. Это был истинный триумф советского ледокольно-транспорт- ного флота. После выполнения этого научно-экспериментального похода к полюсу «Аркти­ ка» продолжала активно заниматься ледокольными проводками транспортных су­ дов но трассам Севморпути. Осенью 1983 года в экстремальных условиях жёсткой ледовой блокады в Чукотском и Восточно-Сибирском морях оказались 50 транс­ портных судов вместе с ледоколами Дальневосточного пароходства. В результате смещения на юг гигантских Айонского и Врангелевского ледовых массивов, кото­ рые своими южными отрогами упёрлись в северную кромку Восточно-Сибирского побережья, суда оказались в огромной ледовой западне. И обстановка в этом райо­ не стала принимать чрезвычайный характер. Уже приближалась полярная зима и возникла реальная угроза зимовки судам, застрявшим среди льдов. А многие бере­ говые предприятия и жители прибрежных посёлков рисковали остаться на зиму без необходимого оборудования, снабжения, продовольствия и топлива. Ледовая обстановка продолжала осложняться. Тяжелые сжатия и торошения шли беспрерывно. Теплоход «Нина Сагайдак», получивший огромные разрушения корпуса, был покинут экипажем и затонул. Большие повреждения корпусов полу­ чили теплоход «Коля Мяготин», дизель-электроход «Пенжина» и другие. Ледоко­ лы: «Ленин», «Ермак» и «Адмирал Макаров» несколько суток вели отчаянную борь­ бу с ледовой стихией, спасая полуразрушенные ледовой лавиной транспортные суда. Но вскоре и сами оказались в ледовой блокаде. И только прибывшие с запада атомоходы «Арктика» и «Сибирь» смогли взять под контроль ситуацию и разрядить критическую обстановку. Ледокольной опера­ цией в Восточно-Сибирском и Чукотском морях руководил председатель Всесоюз­ ного объединения «Мореплавание», бывший мурманский капитан Б. С. Майнага- шев. Почти два месяца шла отчаянная схватка моряков Мурманского и Дальневос­ точного пароходств с ледовой стихией по освобождению и выводу транспортов и ледоколов из жёстких тисков гигантских ледовых массивов. Ключевую позицию в этой борьбе с ледовыми натисками занимал атомный ле­ докол «Арктика» под командой капитана А. А. Ламехова. Могучий атомоход был главной ударной силой, разрушавшей гигантские ледовые наслоения, достигавшие на отдельных участках 5—8-метровой толщины. Атомная энергетическая установ­ ка ледокола почти беспрерывно работала на полную мощность в 75 тысяч лошади­ ных сил. Несмотря на небывало тяжелые ледовые условия и уже практически на­ ступившую полярную зиму, все запланированные грузы были доставлены получа­ телям. Моряки ледокольно-транспортного флота и на этот раз выполнили свои обязательства перед грузополучателями Чукотского края. 324

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz