Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
вновь строящегося головного судна большой серии ледокольно-транспортных судов для Мурманского морского пароходства. Первенец этой серии «Дмитрий Дон ской» уже стоял у достроечного причала судоверфи. И мы, моряки-мурманчане, были свидетелями восторженных сообщений, встреч, митингов немецких судостроителей, принимали горячие многочисленные поздрав ления немецких корабелов, моряков, жителей города Росток по поводу этого выда ющегося события. Эти встречи незабываемы, а мы были горды и счастливы за наш флот и за нашу Великую морскую державу. Германские судостроители выражали также поистине братские чувства их коллегам, советским кораблестроителям, —со здателям великолепных, современных атомоходов —кораблей будущего столетия, каких не видел мир. Это был истинный триумф советского ледокольно-транспорт- ного флота. После выполнения этого научно-экспериментального похода к полюсу «Аркти ка» продолжала активно заниматься ледокольными проводками транспортных су дов но трассам Севморпути. Осенью 1983 года в экстремальных условиях жёсткой ледовой блокады в Чукотском и Восточно-Сибирском морях оказались 50 транс портных судов вместе с ледоколами Дальневосточного пароходства. В результате смещения на юг гигантских Айонского и Врангелевского ледовых массивов, кото рые своими южными отрогами упёрлись в северную кромку Восточно-Сибирского побережья, суда оказались в огромной ледовой западне. И обстановка в этом райо не стала принимать чрезвычайный характер. Уже приближалась полярная зима и возникла реальная угроза зимовки судам, застрявшим среди льдов. А многие бере говые предприятия и жители прибрежных посёлков рисковали остаться на зиму без необходимого оборудования, снабжения, продовольствия и топлива. Ледовая обстановка продолжала осложняться. Тяжелые сжатия и торошения шли беспрерывно. Теплоход «Нина Сагайдак», получивший огромные разрушения корпуса, был покинут экипажем и затонул. Большие повреждения корпусов полу чили теплоход «Коля Мяготин», дизель-электроход «Пенжина» и другие. Ледоко лы: «Ленин», «Ермак» и «Адмирал Макаров» несколько суток вели отчаянную борь бу с ледовой стихией, спасая полуразрушенные ледовой лавиной транспортные суда. Но вскоре и сами оказались в ледовой блокаде. И только прибывшие с запада атомоходы «Арктика» и «Сибирь» смогли взять под контроль ситуацию и разрядить критическую обстановку. Ледокольной опера цией в Восточно-Сибирском и Чукотском морях руководил председатель Всесоюз ного объединения «Мореплавание», бывший мурманский капитан Б. С. Майнага- шев. Почти два месяца шла отчаянная схватка моряков Мурманского и Дальневос точного пароходств с ледовой стихией по освобождению и выводу транспортов и ледоколов из жёстких тисков гигантских ледовых массивов. Ключевую позицию в этой борьбе с ледовыми натисками занимал атомный ле докол «Арктика» под командой капитана А. А. Ламехова. Могучий атомоход был главной ударной силой, разрушавшей гигантские ледовые наслоения, достигавшие на отдельных участках 5—8-метровой толщины. Атомная энергетическая установ ка ледокола почти беспрерывно работала на полную мощность в 75 тысяч лошади ных сил. Несмотря на небывало тяжелые ледовые условия и уже практически на ступившую полярную зиму, все запланированные грузы были доставлены получа телям. Моряки ледокольно-транспортного флота и на этот раз выполнили свои обязательства перед грузополучателями Чукотского края. 324
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz