Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
«Арктика» под флагом министра морского флота СССР Т. Б. Гуженко, возглавив шего экспедицию, отправился из Мурманска в далёкое и трудное арктическое пла вание. В состав экспедиции входили учёные-исследователи, конструкторы и кораб лестроители, специалисты других отраслей науки и техники. Это был уникальный поход, позволивший широко и масштабно осуществить новые наблюдения, иссле дования, эксперименты в центральном бассейне Арктики. Экспедиция с самого начала взяла хороший старт. Атомоход обогнул с севера Новую Землю и устремился к проливу Вилькицкого. Кстати, в Карском море со стоялась кратковременная встреча с ледоколом «Ленин» и, как моряки позднее шу тили, «Арктика» получила от первого атомохода «добро» —сбегать на вершину планеты и посмотреть, что там и как... Миновав пролив Вилькицкого, атомоход вы шел на просторы моря Лаптевых и на 130-м меридиане восточной долготы повер нул строго на север. Начался непосредственно поход к полюсу. Эта, безусловно, очень важная и ответственная экспедиция была великолепно снаряжена и обеспечена во всех отношениях, в том числе и ледовыми разведками самолётов полярной авиации и бортовых вертолётов. Разумеется, несмотря на всестороннее обеспечение экспе диции, поход к полюсу был очень напряженным и многотрудным, особенно в отно шении продвижения в тяжёлых, многолетних арктических льдах. 17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика», преодолев мощные ледовые барьеры центрального Арктического бассейна, вышел в точку Северного полюса! Осуществилась вековая мечта полярных исследователей различных стран. Моряки атомного ледокола и члены полярной экспедиции торжественно подняли Государ ственный флаг СССР на Северном полюсе. За время 15-часовой стоянки ледокола на вершине мира учёные провели комплекс наблюдений и исследований в этой са мой удалённой области планеты. Поход атомохода к Северному полюсу продол жался менее 8 суток, а было пройдено 2528 морских миль —беспримерный в исто рии арктических плаваний поход на вершину мира. Да, это был триумф арктиче ского триумвирата —моряков, учёных, лётчиков. Это они блестяще осуществили первый экспериментальный научно-практический рейс надводного корабля к Северному полюсу. Тут следует добавить, что как в процессе подготовки этой экс педиции, так и непосредственно ледового похода атомного ледокола к полюсу, боль шой вклад внесли специалисты Администрации Северного морского пути во главе с её начальником —капитаном дальнего плавания К. Н. Чубаковым, научные со трудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института под руководством директора ААНИИ Б. А. Крутских, коллектив Гидрографического предприятия во главе с его начальником В. И. Пересыпкиным. Ледовую разведку на пути к полюсу обеспечивали лётчики полярной авиации во главе с знаменитым полярником, Героем Советского Союза М.И. Шевелёвым. А ведущая роль в осуще ствлении этого исторического похода, естественно, принадлежит славному коллек тиву Мурманского морского пароходства во главе с его начальником В. А. Игнатю- ком и непосредственно экипажу атомного ледокола «Арктика» под командой капи тана дальнего плавания Ю. С. Кучиева. Обратный путь «Арктики» пролегал между архипелагами Шпицбергена и Зем ли Франца-Иосифа. 22 августа экспедиция прибыла в порт Мурманск, где состоя лась торжественная встреча с жителями заполярной столицы. Добавим, что это, безусловно, выдающееся событие широко отмечалось мировой общественностью. Автор этих строк с группой моряков в ту пору находились на судостроительной верфи «Варнов Верфт» в Германской Демократической Республике на приёмке 323
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz