Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
пультах судовождения. Пульты управления гребной электрической установкой, расположенные на крыльях мостика, и хороший круговой обзор позволяют судо водителям уверенно выполнять сложные маневры при проводках транспортных судов во льдах. Специальная система радиационного контроля оценивает целостность, герме тичность и состояние всего комплекса АППУ —атомной паропроизводящей уста новки. Безопасная, надёжная работа установки обеспечивается комплексом систем автоматизации, который осуществляет регулирование и аварийную защиту без вме шательства экипажа, что безусловно улучшает характеристики установки, особен но в переходных режимах. Учитывая, что ледокол длительные периоды работает в суровых арктических условиях, конструкторы и судостроители создали максимум возможного для удоб ства экипажа. На ледоколе большинство кают —одно- и двухместные, имеются клуб, библиотека, спортивный зал, сауны, плавательный бассейн, великолепно оборудо ванные столовая и кают-компания, различные салоны, замечательный медицин ский комплекс: операционная, рентгеновский кабинет, лаборатории, стоматологи ческий, физиотерапевтический и другие кабинеты с современной аппаратурой. С завершением постройки и вступлением в эксплуатацию 25 апреля 1975 года новый ледокол «Арктика» успешно прошел ледовые испытания и с началом оче редной арктической навигации активно включился в ледокольные проводки транс портных судов на трассах Северного морского пути. Успешная двухлетняя работа на начальной стадии эксплуатации атомохода показали его превосходные качества в самых сложных условиях Арктики. Была продемонстрирована надежность энер гетической установки, а также всех судовых систем, механизмов и устройств. Ледо кол продемонстрировал отличные мореходные и маневренные качества. Члены экипажа во главе с капитаном Ю. С. Кучиевым принимали активное участие в строительных работах на ледоколе, что позволило морякам довольно бы стро и основательно освоить новую технику по своим заведованиям. И первые арк тические походы нового атомного ледокола, обладающего гигантской мощностью и прочностными возможностями корпуса, с честью оправдали надежды его создате лей —конструкторов и кораблестроителей. Одним из первых серьёзных экзаменов для «Арктики» стал зимний экспери ментальный рейс совместно с ледоколом «Мурманск» к западному побережью по луострова Ямал. Это было в конце февраля —начале марта 1977 года, в период, когда морской лёд становится наиболее сплоченным, опреснённым и жёстким. Глав ная задача на пути следования заключалась в том, чтобы «Арктика» прокладывала ледовый канал, а «Мурманск» по возможности расширял, спрямлял его и обеспечи вал продвижение транспортов с грузом. Трудная, порою опасная работа в зимних льдах Карского моря продолжалась несколько недель. Наиболее сложные, торосис тые участки ледовых перемычек ледоколам приходилось прорубать «набегами», уда рами —с ходу торосы не взять. И всё же новый атомный богатырь «проломил» эти заматерелые скопления зимних льдов —путь к ледовому припаю полуострова Ямал был открыт. Тут следует хотя бы кратко остановиться на характеристиках арктических льдов. Собственно полярный (паковый) лёд морского происхождения достигает, как пра вило, толщины 3—4 метра. Однако торосы, сформировавшиеся из многолетних мор ских льдов в результате многочисленных сжатий, перегруппировок, наслоений, 321
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz