Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

пультах судовождения. Пульты управления гребной электрической установкой, расположенные на крыльях мостика, и хороший круговой обзор позволяют судо­ водителям уверенно выполнять сложные маневры при проводках транспортных судов во льдах. Специальная система радиационного контроля оценивает целостность, герме­ тичность и состояние всего комплекса АППУ —атомной паропроизводящей уста­ новки. Безопасная, надёжная работа установки обеспечивается комплексом систем автоматизации, который осуществляет регулирование и аварийную защиту без вме­ шательства экипажа, что безусловно улучшает характеристики установки, особен­ но в переходных режимах. Учитывая, что ледокол длительные периоды работает в суровых арктических условиях, конструкторы и судостроители создали максимум возможного для удоб­ ства экипажа. На ледоколе большинство кают —одно- и двухместные, имеются клуб, библиотека, спортивный зал, сауны, плавательный бассейн, великолепно оборудо­ ванные столовая и кают-компания, различные салоны, замечательный медицин­ ский комплекс: операционная, рентгеновский кабинет, лаборатории, стоматологи­ ческий, физиотерапевтический и другие кабинеты с современной аппаратурой. С завершением постройки и вступлением в эксплуатацию 25 апреля 1975 года новый ледокол «Арктика» успешно прошел ледовые испытания и с началом оче­ редной арктической навигации активно включился в ледокольные проводки транс­ портных судов на трассах Северного морского пути. Успешная двухлетняя работа на начальной стадии эксплуатации атомохода показали его превосходные качества в самых сложных условиях Арктики. Была продемонстрирована надежность энер­ гетической установки, а также всех судовых систем, механизмов и устройств. Ледо­ кол продемонстрировал отличные мореходные и маневренные качества. Члены экипажа во главе с капитаном Ю. С. Кучиевым принимали активное участие в строительных работах на ледоколе, что позволило морякам довольно бы­ стро и основательно освоить новую технику по своим заведованиям. И первые арк­ тические походы нового атомного ледокола, обладающего гигантской мощностью и прочностными возможностями корпуса, с честью оправдали надежды его создате­ лей —конструкторов и кораблестроителей. Одним из первых серьёзных экзаменов для «Арктики» стал зимний экспери­ ментальный рейс совместно с ледоколом «Мурманск» к западному побережью по­ луострова Ямал. Это было в конце февраля —начале марта 1977 года, в период, когда морской лёд становится наиболее сплоченным, опреснённым и жёстким. Глав­ ная задача на пути следования заключалась в том, чтобы «Арктика» прокладывала ледовый канал, а «Мурманск» по возможности расширял, спрямлял его и обеспечи­ вал продвижение транспортов с грузом. Трудная, порою опасная работа в зимних льдах Карского моря продолжалась несколько недель. Наиболее сложные, торосис­ тые участки ледовых перемычек ледоколам приходилось прорубать «набегами», уда­ рами —с ходу торосы не взять. И всё же новый атомный богатырь «проломил» эти заматерелые скопления зимних льдов —путь к ледовому припаю полуострова Ямал был открыт. Тут следует хотя бы кратко остановиться на характеристиках арктических льдов. Собственно полярный (паковый) лёд морского происхождения достигает, как пра­ вило, толщины 3—4 метра. Однако торосы, сформировавшиеся из многолетних мор­ ских льдов в результате многочисленных сжатий, перегруппировок, наслоений, 321

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz