Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

мирного использования атомной энергии. Многолет­ ний опыт эксплуатации первого атомохода показал, что атомная паропроизводящая установка надёжна и безопасна как для обслуживающих её специалис­ тов, экипажей судов, так и для окружающей среды. Она безопасна и весьма оперативна в изменении ре­ жимов работы реакторов, надёжно обеспечивает бы­ стрые манёвры ледокола в сложных условиях ледо­ вых плаваний. Ледокол «Ленин» на протяжении всего периода эксплуатации являлся отличной про­ фессиональной школой для сотен специалистов. Практически все капитаны современных атом­ ных ледоколов — бывшие судоводители первого атомного ледокола и помощники его капитана Б. М. Соколова: Ю. С. Кучиев, В. К. Кочетков, В. А. Голохвастов, 3. А. Вибах, А. А. Смирнов, В. Н. Красовский, В. С. Давыдянц, Г. А. Энтин и дру­ гие. Огромный вклад в успешную и безопасную эксплуатацию главной энергетической установки, систем и оборудования ледокола внесли инженеры-механики: А. К. Следзюк, И. К. Мочешников, В. В. Каратеев, О. С. Никаноров, В. А. Мизгирёв, О. Г. Пашнин, И. А. Домахин, А. А. Адрианов, А. Н. Зюганов, инженеры-руководители отделов и служб технического обслужива­ ния атомного флота: Л. Г. Данилов, М. И. Чухманенко, А. И. Тумпаров, А. К. Синя- ев, В. И. Соколов, М. Я. Сёмин, Н. Я. Тетеревлёв и многие другие. Почти все они в разное время уходили с атомохода «Ленин» с направлениями на следующие, но­ вые, более мощные атомоходы и в технические службы атомного флота. И каждого из них провожал и напутствовал добрыми пожеланиями самый глав­ ный капитан атомного ледокольного флота Борис Макарович Соколов —профес­ сионал высокого класса, опытнейший полярный капитан, почётный работник мор­ ского флота, почётный полярник, награждённый орденами Ленина и Октябрьской Революции. В 1981 году Борису Макаровичу было присвоено звание Героя Социа­ листического Труда. Капитан Соколов командовал атомным ледоколом «Ленин» с 1961 года до конца своих дней —40 лет! Автору этих строк в период работы капитаном транспортных судов в арктиче­ ских плаваниях, а также в бытность капитаном-наставником пароходства доводи­ лось часто встречаться и работать с капитаном Б. М. Соколовым. И на всю жизнь остались самые тёплые воспоминания об этом достойном моряке, горячем патриоте Арктики и атомного ледокольного флота. Атомоходы последующих поколений П остоянное увеличение объёмов перевозок по трассам Северного морского пути, дальнейшее развитие транспортных связей между западными и восточными экономическими районами нашей страны в начале 70-х годов XX века вызывали необходимость повышения роли ледокольного флота в Арктике. Требовалось обес­ печение безопасного плавания на арктических трассах новых, большегрузных транс- 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz