Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ледокольный флот имеет реальную возможность значительно расширить сроки на вигации в Арктике. Отработав в Арктике шесть довольно напряженных навигаций, атомный ледо кол «Ленин» в 1966 году был выведен из эксплуатации для замены атомных реак торов энергетической установки на более современные и мощные. В тот период пер вому и единственному тогда атомоходу уделялось большое и очень серьёзное вни мание, как учёными, так и специалистами различных производственных структур. В процессе работ по модернизации главной энергетической установки на ледоколе были проведены большие работы по замене и ремонту действовавших систем авто матики, механизмов и устройств. Поэтому после довольно продолжительного ре монта ледокол вышел на работу в Арктике заметно «помолодевшим», более мощ ным и активным. В конце 1970-х годов возникла острая необходимость увеличить сроки навига ции на трассе Мурманск—Дудинка—Мурманск. С этой просьбой к Мурманскому пароходству обращались руководители Норильского горно-металлургического ком бината. Предстояло определить возможности проводок транспортных судов в по здний осенний период, в условиях полярной ночи. С этой целью руководителями пароходства было принято решение провести некий локальный эксперимент. В се редине ноября 1970 года атомоход «Ленин» взял у Карских Ворот под проводку дизель-электроход «Гижигу» с грузом для Норильского комбината и сравнительно быстро и безопасно провёл его в Енисейский залив. Далее транспорт под проводкой ледокола «Капитан Белоусов» пришел в порт Дудинка. Это был первый случай при бытия транспорта с грузом на Енисей в такие поздние сроки. На обратном пути плавание во льдах на морском участке было более сложным, но все же атомоход с транспортом прошли путь от Енисейского залива до Карских Ворот со средней скоростью около 8 узлов. Это был большой успех. В декабре «Гижига» пришла с грузом норильской руды в Мурманск. Наступил новый этап в арктическом мореплавании, а моряки «окрестили» его как продлённая навигация на западном участке Севморпути. Постепенно увеличивая количество судов и ле доколов и, соответственно, наращивая объём перевозок на Дудинской линии, моря ки ледокольно-транспортного флота довели продлённую арктическую навигацию на Енисее до января, а затем перевели в режим круглогодичной навигации. И пер вый атомоход «Ленин» принимал в этой работе самое активное участие. Год за годом первый атомный ледокол энергично наращивал темпы работы в Арктике, расширяя сроки навигаций и активно осваивая заполярные трассы. В сле дующем 1971 году было принято решение совершить сверхранний ледовый поход по высокоширотной арктической трассе. 26 мая атомоход «Ленин» и ледокол «Вла дивосток» вышли из Мурманска и двинулись на восток. Ледоколы успешно про шли севернее Новой Земли, оставили к югу Северную Землю и Новосибирские ос трова. Оттуда, резко повернув на юго-восток, ледоколы спустились в район мыса Шелагский и, взломав припайный лёд в Чаунской губе, 22 июня пришли на рейд восточно-сибирского арктического порта Певек. Жители города с изумлением наблюдали за великолепными маневрами двух арктических богатырей, которые легко подошли почти вплотную к обледенелым, заваленным зимними снегами причалам порта. Очевидцы с восторгом и восхище нием рассказывали, что капитан Б. М. Соколов вышел на крыло мостика и элегант ным жестом пригласил встречающих посетить атомный ледокол. Справедливости 317
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz