Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
открывшемуся приличному разводью. Связи по УКВ, естественно, с «иностранцем» не было и теперь уже не вспомнить, как объяснялся с ним Василий Александрович. Однако всё это продолжалось недолго. Капитан Голохвастов на своём «скакуне», добавив скорости, довольно энергично перехватил нарушителя морского порядка и водворил его на своё место в общем походном ордере. Получилось довольно реши тельно, даже по-своему красиво, и всем очень понравилось —«каждый сверчок — знай свой шесток!». Немного позднее на наши шутливые запросы Василий Алек сандрович отвечал северным говорком: «Да ничего особенного, толковый паренёк оказался этот грек, ну... видно понял, что не туда зарулил —бывает!». А на исходе полярных светлых суток караван, пройдя ледовую перемычку, вы шел на чистую воду. Здесь мы распрощались с нашими симпатичными друзьями- ледоколыциками и уже самостоятельно двинулись по назначению. Лесовозы —в сторону Енисейского залива, а мы на «Сестрорецке» —в главный порт западной Арктики Диксон. И еще довольно долго наблюдали, как красавцы-ледоколы, уве личивая свои скорости, стремительно помчались па восток, кто-то, вероятно, тоже нуждался в их помощи. На арктических трассах широко разворачивалась новая лет няя навигация. Арктическая навигация 1961 года для атомохода «Ленин» оказалась по-своему знаковой. Во-первых, в командование ледоколом вступил новый капитан Б. М. Со колов. Во-вторых, перед экипажем была поставлена довольно необычная, сложная и ответственная задача. Им предстояло, уже под конец арктической навигации, про биться в северную часть Чукотского моря, в район многолетних паковых льдов и доставить туда будущих зимовщиков с экспедиционными грузами и создать новую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Это было необычное для моряков задание —ранее этими проблемами занимались специалисты-авиаторы. 11 сентября атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска в Арктику. Прой дя в море Лаптевых, он вывел оттуда последние суда-снабженцы и, приняв на борт с транспортов экипаж зимовщиков и 500 тонн экспедиционного груза, двинулся на восток через пролив Санникова. Трудным оказался этот путь —сплошной паковый многолетний лёд, уже подступала арктическая зима, всё меньше становилось свет лого времени, чередой пошли заполярные штормовые метели. После довольно продолжительных поисковых мероприятий подходящего места для обустройства станции подошли, наконец, севернее острова Врангеля к гигантской дрейфующей льдине и облюбовали место постройки. Началась разгрузка и одновременно сборка жилых домиков, радиостанции, складских помещений, наблюдательных павильо нов. Все моряки, свободные от вахт, активно трудились вместе с зимовщиками, помогая обустраивать научную дрейфующую станцию. Около месяца трудной, изнурительной работы на льдине и вот все основные работы закончены, на станции был поднят Государственный флаг и зимовщики при ступили к выполнению своей главной задачи —научным исследованиям. А атомо ход «Ленин», отсалютовав отважным полярникам, двинулся в обратный путь на запад, попутно выполняя следующее задание на высокоширотном пути своего сле дования —севернее Новосибирских островов расставить дрейфующие автомати ческие радиометеорологические станции (ДАРМСы) для сбора различной инфор мации о природных явлениях в высоких широтах Арктики. Успешно выполнив оба задания, атомоход 22 ноября прибыл в порт приписки Мурманск. Это был первый поход атомного ледокола по высокоширотным трассам. Он показал, что новый 316
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz