Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

открывшемуся приличному разводью. Связи по УКВ, естественно, с «иностранцем» не было и теперь уже не вспомнить, как объяснялся с ним Василий Александрович. Однако всё это продолжалось недолго. Капитан Голохвастов на своём «скакуне», добавив скорости, довольно энергично перехватил нарушителя морского порядка и водворил его на своё место в общем походном ордере. Получилось довольно реши­ тельно, даже по-своему красиво, и всем очень понравилось —«каждый сверчок — знай свой шесток!». Немного позднее на наши шутливые запросы Василий Алек­ сандрович отвечал северным говорком: «Да ничего особенного, толковый паренёк оказался этот грек, ну... видно понял, что не туда зарулил —бывает!». А на исходе полярных светлых суток караван, пройдя ледовую перемычку, вы­ шел на чистую воду. Здесь мы распрощались с нашими симпатичными друзьями- ледоколыциками и уже самостоятельно двинулись по назначению. Лесовозы —в сторону Енисейского залива, а мы на «Сестрорецке» —в главный порт западной Арктики Диксон. И еще довольно долго наблюдали, как красавцы-ледоколы, уве­ личивая свои скорости, стремительно помчались па восток, кто-то, вероятно, тоже нуждался в их помощи. На арктических трассах широко разворачивалась новая лет­ няя навигация. Арктическая навигация 1961 года для атомохода «Ленин» оказалась по-своему знаковой. Во-первых, в командование ледоколом вступил новый капитан Б. М. Со­ колов. Во-вторых, перед экипажем была поставлена довольно необычная, сложная и ответственная задача. Им предстояло, уже под конец арктической навигации, про­ биться в северную часть Чукотского моря, в район многолетних паковых льдов и доставить туда будущих зимовщиков с экспедиционными грузами и создать новую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Это было необычное для моряков задание —ранее этими проблемами занимались специалисты-авиаторы. 11 сентября атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска в Арктику. Прой дя в море Лаптевых, он вывел оттуда последние суда-снабженцы и, приняв на борт с транспортов экипаж зимовщиков и 500 тонн экспедиционного груза, двинулся на восток через пролив Санникова. Трудным оказался этот путь —сплошной паковый многолетний лёд, уже подступала арктическая зима, всё меньше становилось свет­ лого времени, чередой пошли заполярные штормовые метели. После довольно продолжительных поисковых мероприятий подходящего места для обустройства станции подошли, наконец, севернее острова Врангеля к гигантской дрейфующей льдине и облюбовали место постройки. Началась разгрузка и одновременно сборка жилых домиков, радиостанции, складских помещений, наблюдательных павильо­ нов. Все моряки, свободные от вахт, активно трудились вместе с зимовщиками, помогая обустраивать научную дрейфующую станцию. Около месяца трудной, изнурительной работы на льдине и вот все основные работы закончены, на станции был поднят Государственный флаг и зимовщики при­ ступили к выполнению своей главной задачи —научным исследованиям. А атомо­ ход «Ленин», отсалютовав отважным полярникам, двинулся в обратный путь на запад, попутно выполняя следующее задание на высокоширотном пути своего сле­ дования —севернее Новосибирских островов расставить дрейфующие автомати­ ческие радиометеорологические станции (ДАРМСы) для сбора различной инфор­ мации о природных явлениях в высоких широтах Арктики. Успешно выполнив оба задания, атомоход 22 ноября прибыл в порт приписки Мурманск. Это был первый поход атомного ледокола по высокоширотным трассам. Он показал, что новый 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz