Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

плавание на боте «Святой Гавриил» к северо-западному побережью Америки и в Берингов пролив штурмана Фёдорова и геодезиста Гвоздева. А в заключение отметим, что в России, начиная с первой четверти XVIII века, проблемами открытий новых земель, морских путей, их описанием и изучением начали заниматься профессионалы —военные моряки, окончившие курс специаль­ ных наук по навигации, гидрографии, геодезии, геологии, естествознанию. Усилия­ ми царя Петра и его сподвижников на далёких, в большинстве своём совершенно незнакомых берегах Российской империи появился целый корпус образованных морских офицеров-гидрографов. Россияне вступили на путь профессионального, планового изучения и освоения арктических окраин своей страны. Отряды Великой Северной экспедиции XVIII века В 1733 году правительство императрицы Анны Иоанновны снарядило в Сибирь новую экспедицию. Главные «высочайшие наказы» оставались пре­ жними, петровскими: «Проведать —далеко ли на восток простираются владения наши и доподлинно установить —соединяется, али нет Азия с Америкою?». Это была огромная по тем временам экспедиция, каких не было во всём мире. В ней насчитывалось 12 судов и около 800 человек —участников. На исследования райо­ нов Крайнего Севера и Дальнего Востока Российская казна выделила (точнее сказать — израсходовала) гигантскую сумму, по разным данным —свыше мил­ лиона рублей. Соответственно и задачи перед экспедицией были поставлены имперские: обследовать, описать, положить на карты всё северное и восточное побережье Рос­ сии от Белого моря до Камчатки, а также северо-западное побережье Америки, пути из Камчатки в Японию и многочисленные острова северной части Тихого океана. Кроме того, в программу экспедиции входило исследование и внутренних террито­ рий Восточной Сибири. Официально это большое государственное предприятие сначала именовалось как Вторая Камчатская экспедиция, имевшая быть продолже­ нием Первой Камчатской экспедиции 1725—1730 годов. Однако в силу различных причин и обстоятельств она стала более известна как Великая Северная экспеди­ ция 1733—1743 годов. Следует отметить, что по многочисленным свидетельствам историков главным и непосредственным вдохновителем и организатором экспедиции был обер-секре- тарь сената Иван Кириллович Кириллов —образованный, энергичный человек, прогрессивный деятель своего времени и горячий патриот познания масштабов и производительных сил страны. Современники высоко оценивали его кипучую дея­ тельность и единодушно подтверждали, что все главные правительственные доку­ менты по снаряжению экспедиции подписывались именно И. К. Кирилловым. Начальником экспедиции был вновь назначен капитан-командор Витус Беринг, а его первым заместителем сенат назначил капитан-лейтенанта Алексея Ильича Чирикова —образованного, отважного и энергичного моряка. Вторым помощни­ ком Берингу был назначен капитан-лейтенант Мартын Шпанберг, тоже достойный и опытный моряк, датчанин на русской службе. Кстати заметим, что все три офице­ 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz