Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

стройка. Ледокол был спущен со стапеля на воду 5 декабря 1957 года, а через два года, по завершении достроечных работ и всесторонних испытаний, 3 декабря 1959 года первый в мире атомный ледокол «Ленин» вступил в эксплуатацию и вошел в состав ледокольного флота Мурманского морского пароходства. Да, это была выдающаяся победа отечественной науки и техники, а ленинградские судо­ строители создали уникальный корабль, аналогов которому не было во всём мире. Что же представлял собою внешне этот очень могучий и загадочный тогда корабль? Первым капитаном нового атомного ледокола был назначен П. А. Пономарёв — опытный полярный капитан, дублёром капитана —Б. М. Соколов, а главным инже- нер-механиком —А. К. Следзюк. В состав первого экипажа атомохода включались лучшие, опытные моряки ледокольного флота Мурманского пароходства, а также специалисты —выпускники высших морских училищ и других специальных учебных заведений. Безусловно, на первых порах были трудности и порой немалые —у спе­ циалистов еще не всегда хватало опыта, да и где его было взять в те славные, порою яркие, но бывало и очень трудные времена. И тем не менее, первая же навигация в Арктике, начавшаяся для нового ледокольного корабля 19 августа 1960 года, пока­ зала, что атомоход в полной мере соответствует самым высоким требованиям арктического мореплавания, а его экипаж с огромным энтузиазмом осваивает совершенно новую и незнакомую доселе на кораблях ледокольного флота технику. Первая арктическая навигация нового ледокола продолжалась немногим более 3-х месяцев. За этот сравнительно короткий период работы атомоход прошел около 10 тысяч миль, в том числе более 7 тысяч в арктических льдах самой различной структуры и формации. В этот же период ледокол активно занимался своей прямой работой —проводкой во льдах транспортных судов и, как говорят ледоколыцики, «записал на свой счёт» 92 судна, проведенных через льды морей Карского и Лапте­ вых. Арктический старт нового атомного ледокола оказался весьма успешным. А моряки ледокольного флота с воодушевлением встретили и приняли в свой состав нового великолепного лидера. Вспоминается первая встреча с атомоходом в Арктике. Это было в июле 1961 года в Карском море, северо-восточнее мыса Желания, в бытность мою старшим помощ­ ником капитана пассажирского теплохода «Сестрорецк». Мы шли с грузом и пасса­ жирами в Диксон и некоторые портопункты Обской губы и Енисейского залива. Кроме нас ледокольной проводки ожидали несколько транспортных судов из Мур­ манска и Архангельска, а также два «иностранца», направлявшихся в Игарку за ле­ сом. В ожидании подхода ледоколов и дальнейшей проводки суда лежали в дрейфе около кромки арктических льдов. И вот с востока к месту нашей стоянки подходят два ледокола. Был чудесный, по-летнему ясный, солнечный день, и нам посчастли- Основные характеристики: Длина наибольшая Ширина наибольшая Высота борта Водоизмещение полное Тип главной установки Мощность главной установки Максимальная скорость на чистой воде 44 ОООл. с. 19,6 узла атомная турбоэлектрическая 134 м 27,6 м 16,1 м 17810т 314

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz