Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Ч а с т ь IV современный АРКТИЧЕСКИЙ ФЛОТ Первый в мире атомный ледокол З наменательным для арктического мореплавания стал 1959 год —начало новой эпохи для морского флота СССР. В том знаковом для моряков году в состав флота Мурманского морского пароходства вошел новый ледокол с атомной энер­ гетической установкой. Первый атомный ледокол «Ленин» был построен на Адми­ ралтейском заводе в Ленинграде. Инициаторами и организаторами создания этого уникального арктического корабля были специалисты и руководители министерств судостроительной промышленности, морского флота и Главного управления Сев­ морпути: министр судостроительной промышленности В. А. Малышев, его замес­ титель А. М. Фокин, заместитель министра морского флота А. С. Колесниченко, руководители Севморпути А. А. Афанасьев и В. Ф. Бурханов. Инициаторами и «крёстными отцами» создания силовой атомной установки для первого ледокола были академики И. В. Курчатов и А. П. Александров. А конкрет­ ными разработчиками атомного реактора для первого атомохода были молодые тогда учёные: И. С. Хлопкин, Б. Г. Пологих, Ю. В. Сивинцев и другие ученые и инженеры: главный конструктор первого атомохода В. И. Неганов, главный конструктор атом­ ной установки, доктор технических наук И. И. Африкантов, главный строитель ледокола В. И. Червяков. Первый атомный ледокол был построен сравнительно быстро, всего за три года. По свидетельству специалистов в его строительстве принимали участие около пятисот различных предприятий нашей страны. Это была поистине всенародная 313

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz