Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

230 градусов. Теперь судно пошло сравнительно ровно, скорость постепенно уве­ личивается. Груз в трюмах держится надёжно —крепления выдержали. Спустя пару часов, вошли в Кольский залив. Видимость ноль, сильнейшее па­ рение, да и немудрено —мороз минус 23 градуса. Моряки взялись за новое нео­ тложное дело: начали скалывать лёд с палубных устройств —якорных шпилей, тра- повых и швартовных лебёдок, трюмных тамбучин, вентиляторов. Всё это преврати­ лось в громадные ледяные глыбы. Да, придётся с приходом в порт срочно заказывать специальные бригады для околки льда. 28 января 1978 года в 11 часов утра «Дмитрий Донской» прибыл на рейд Мур­ манска и с ходу пошли на швартовку к причалу. А после полудня уже стояли на швартовых, с трудом освобождённых с обледенелых лебёдок. Судно было похоже на причудливый ледяной айсберг. Итак, зимний арктический рейс на линии Мур­ манск—Дудинка—Мурманск, первый рейс круглогодичной навигации в Арктике, закончился —трудно, но благополучно. Шли от Дудинки до Мурманска (за выче­ том двухсуточной стоянки у Крестовских островов) 8 суток —неплохой результат для декабря—января. А с 16 часов первые бригады портовых рабочих начали сбивать ледовые нагро­ мождения, освобождая крышки грузовых трюмов, чтобы начинать выгрузку груза, обработку нашего судна. На следующий день около 11 часов утра к борту судна подъехала легковая машина. Прибыли начальник пароходства Игнатюк, москов­ ские представители Морфлота Левин и Бурханов, помнится, кто-то был из обкома КПСС. Посетители ещё на причале приветствовали капитана, поздравили с прихо­ дом, долго осматривали диковинные ледовые наросты на носовой части судна. Потом уже в салоне капитанской каюты очень внимательно слушали рассказ о рей­ се, морских качествах нового судна, проблемах круглогодичной и, в частности, зимней навигации в Арктике. Высокие руководители тепло поздравили экипаж и капитана теплохода «Дмит­ рий Донской» с открытием круглогодичной навигации на западном участке Сев­ морпути и, в частности, на линии: Мурманск—Дудинка. Да, у них были основания для поздравлений экипажа и в его лице всех моряков ледокольно-транспортного флота Мурманского морского пароходства, вписавших новую яркую страницу в историю освоения и дальнейшего развития национальной трассы —Северного мор­ ского пути. Это было, безусловно, значимое историческое событие. Практически завершался третий этап в истории исследований, изучения и обу­ стройства Российского арктического региона —гигантского по площади, богатствам природными ресурсами и огромной затратности. Да, наша страна, по крайней мере, с двадцатых годов XX века вложила на обустройство Севморпути беспрецедентные усилия и материальные средства. Около 40% территории Советского Союза —Край­ него Севера, Сибири и Дальнего Востока было освоено за этот период. Применительно же к арктическому судоходству, был создан мощный специали­ зированный ледокольный и транспортный флот, построены или модернизированы северные порты, обустроена вдоль всей арктической трассы система навигационно­ гидрографического и гидрометеорологического обслуживания. По самым общим под­ счётам специалистов на всё это было вложено более 200 миллиардов долларов, при перерасчёте с рублёвого эквивалента. Российская Арктика —наше неотъемлемое на­ циональное достояние и нам здесь есть что развивать, сберегать и защищать в спорах за отмену исключительных прав отдельных стран на регулирование мореплавания в своих секторах в соответствии с Конвенцией ООН, принятой в 1982 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz