Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рее. Погода разгулялась —ветер 2—3 балла западный, но морозы ещё держались приличные —минус 26—28 градусов. Скорости увеличились до 8 узлов. Мы в пос­ ледние сутки больше переживали за «Гижигу», чем за себя. Два её лидера —«Ле­ нин» и «Мурманск» —старались изо всех сил, но порою казалось, что они действу­ ют не очень согласованно. Наш старпом, глядя на все эти потуги ледоколов, как-то в сердцах бросил: «Замордовали пароход!». Ну, со стороны, дорогой Александр Ми­ хайлович, всегда всё кажется проще. И ещё нам достался на этом переходе один серьёзный ледовый экзамен в районе Карских Ворот, на его восточных и западных подходах, да и в самом проливе. А лёд, между прочим, за время, что мы прошли на восток и возвратились обратно (ровно месяц), много прибавил, стал по-настоящему зимний, заматерел, заснежился, мес­ тами здорово наторосило. Да и погода способствует, мороз снова минус 31 градус, правда, ветер совсем упал —почти штиль. Но что всего приятнее, так это стало свет­ лее днём, ведь уже январь завершается. Ну и, естественно, к дому ближе —настрое­ ние у моряков заметно повышается, больше и оживленнее обсуждаются домашние, в смысле, мурманские дела. С трудом пробираемся к Карским Воротам. Тяжёлые торосистые сморози. Даже «Ленин» временами спотыкается. «Мурманск» ведёт «Гижигу» на буксире. После очередного «клинения» признанный на этом переходе «фаворит» наш «Дмитрий Донской» тоже оказался на «усах» за «Арктикой». А куда денешься —Новоземель- ский колоб, как звали этот ледовый участок поморы, крепко стоит за себя —тоже «жёсткий» орешек. Справедливости ради заметим, что этот Новоземельский ледо­ вый массив можно уверенно поставить на третье место после Енисейской перемыч­ ки и «желоба» у острова Белый. Я, наверное, несколько растянул повествования о нынешних плаваниях. Но очень хотелось как очевидцу охарактеризовать этот зимний ледовый путь от Новой Земли до среднего участка реки Енисей, который моряки «окрестили» Дудинской линией. Поздно вечером 26 января «Дмитрий Донской» под проводкой «Арктики» прошёл Карские Ворота, вышел на ледовую кромку, тепло и с благодарностью по­ прощался с ледоколыциками и направился на Запад, в Мурманск, домой! «Арктика» развернулась и налегке побежала навстречу трём отставшим спут­ никам. Они тоже одолели пролив и теперь сражались с последней небольшой пере­ мычкой. У нас по носу лёд блинчатый 5—6 баллов, уже заметна зыбь с запада. Ветер западный 5 баллов, резко поднялась температура —«за бортом» минус 8 градусов. Наши попутчики, передаёт радист, в сорока милях сзади нас. Мы ещё долго шли самостоятельно в молодом тёмно-сером и блинчатом льду и только в 60 милях восточнее острова Колгуев вышли на чистую воду. А сутки спус­ тя, уже где-то западнее меридиана Святой Нос, погода стала резко меняться. Ветер от запада —северо-запада усилился до 7—8 баллов. Ветровая волна пока неболь­ шая, но уже наваливается зыбь с просторов Баренцева и Норвежского морей, с Атлан­ тики. Ещё держится морозец до минус 15 градусов. Началось сильное обледенение носовой части судна, палубных устройств, снастей. Скорость упала до 12 узлов. Заметно увеличивается крен судна на качке, уже временами закладывает до 20—25 градусов на борт. Становится опасно идти курсом на Кильдин. Груз в трю­ мах очень нехороший в смысле смещения. Пакеты меди и никеля тяжёлые, уложе­ ны не везде достаточно плотно. А деревянные распорки малонадёжны —вывалива­ ются даже при небольшой подвижке пакетов. Пришлось привести судно на курс почти 300 градусов. Штурмана грустно предлагают: «Надо отворачивать, Леонид 309

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz