Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Караван судов в Карском море на переходе из Дудинки в Мурманск, 1978 г. вая перегруппировка. Сжатие для нас, правда, неопасно, но приходится работать машиной во избежание заклинивания винта и руля. Наконец, протащив «Гижигу» на 12 миль вперёд, «Арктика» возвратилась к нам. За это время сжатие кончилось, и мы снова самостоятельно пошли за атомоходом, постепенно догоняя теперь уже «передовой отряд»: «Ленин», «Мурманск», «Гижигу». Да, здесь в «ложбине» у острова Белого в зимние времена бывало немало все­ возможных ледовых происшествий. Иногда создавались такие ситуации, что, как говорят, «нарочно не придумаешь». Помню, однажды во время сильнейшего сжа­ тия теплоход «Степан Разин», словно норовистый конь, вдруг «сорвался» с буксира «Ленина» и кормой вперёд устремился на стоящий невдалеке другой транспорт — правда, до столкновения дело не дошло, «одумался» сорванец! В другой раз «Арктика» неожиданно «воткнулась» в жёсткий торос, а следовавший на «усах» за ней «Дмитрий Пожарский» «выскочил» из кормового выреза атомохода, тоже обо­ рвал «усы» и пошёл, как шутили моряки, «считать релинги», —стальные огражде­ ния вместе с планширем на корме атомохода. Много бывало тут ледовых случаев, но ничего не поделаешь —Арктика сильнее любого атомохода. И в этих условиях ещё и ещё раз убеждаешься в нелепости жур­ налистских и прочих определений: «покорители Арктики», «хозяин Арктики». Нет, господа, Арктика —это серьёзно, особенно зимой. Долго, трудно, упорно бились три ледокола с двумя транспортами, огибая с севера остров Белый. Много порвали буксирных «усов», до предела напрягали всю мощь дизельных генераторов и атомных реакторов. И главным препятствием была не запре­ дельная толщина льдов, а их чрезмерная торосистость, заснеженность, вязкость и, что самое неприятное, частые и сильные сжатия, перегруппировки ледовых масс под воз­ действием приливо-отливных течений и постоянно меняющих направление ветров. Наконец, миновали «желоб» и вышли на сравнительно ровные ледовые поля с толщинами 30—50 сантиметров и торошением 1—2 балла. Тут пошли легче и быст­ 308

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz