Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Караван судов в Карском море на переходе из Дудинки в Мурманск, 1978 г. вая перегруппировка. Сжатие для нас, правда, неопасно, но приходится работать машиной во избежание заклинивания винта и руля. Наконец, протащив «Гижигу» на 12 миль вперёд, «Арктика» возвратилась к нам. За это время сжатие кончилось, и мы снова самостоятельно пошли за атомоходом, постепенно догоняя теперь уже «передовой отряд»: «Ленин», «Мурманск», «Гижигу». Да, здесь в «ложбине» у острова Белого в зимние времена бывало немало все возможных ледовых происшествий. Иногда создавались такие ситуации, что, как говорят, «нарочно не придумаешь». Помню, однажды во время сильнейшего сжа тия теплоход «Степан Разин», словно норовистый конь, вдруг «сорвался» с буксира «Ленина» и кормой вперёд устремился на стоящий невдалеке другой транспорт — правда, до столкновения дело не дошло, «одумался» сорванец! В другой раз «Арктика» неожиданно «воткнулась» в жёсткий торос, а следовавший на «усах» за ней «Дмитрий Пожарский» «выскочил» из кормового выреза атомохода, тоже обо рвал «усы» и пошёл, как шутили моряки, «считать релинги», —стальные огражде ния вместе с планширем на корме атомохода. Много бывало тут ледовых случаев, но ничего не поделаешь —Арктика сильнее любого атомохода. И в этих условиях ещё и ещё раз убеждаешься в нелепости жур налистских и прочих определений: «покорители Арктики», «хозяин Арктики». Нет, господа, Арктика —это серьёзно, особенно зимой. Долго, трудно, упорно бились три ледокола с двумя транспортами, огибая с севера остров Белый. Много порвали буксирных «усов», до предела напрягали всю мощь дизельных генераторов и атомных реакторов. И главным препятствием была не запре дельная толщина льдов, а их чрезмерная торосистость, заснеженность, вязкость и, что самое неприятное, частые и сильные сжатия, перегруппировки ледовых масс под воз действием приливо-отливных течений и постоянно меняющих направление ветров. Наконец, миновали «желоб» и вышли на сравнительно ровные ледовые поля с толщинами 30—50 сантиметров и торошением 1—2 балла. Тут пошли легче и быст 308
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz