Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
вид коренной арктический мужичок —крепкий, среднего роста, лет под тридцать. За плечами рюкзак. Поздоровался и говорит: —Купите, пожалуйста, песцовую шкурку —хорошая, выделанная. —И что же ты хочешь за неё? —Однако, две бутылки водки или 50 рублей. —Водки у меня нет, да если бы и была, не дал —выпьешь и по дороге замёрз нешь. А за деньги куплю. Я понимаю, что ты охотник и продаёшь свою добычу —это законно. Купил я великолепную шкурку песца и привёз в подарок моим домашним. Дочь и мама (в смысле —жена) были безумно рады такому подарку. С помощью каких-то «подручных» материалов они превратили эту шкурку в замечательное чучело. Вос торгу моих славных любимых хозяек не было предела. Возвратившись после лыжной прогулки, осмотрел со льда надводный борт «Дмитрия Донского». Корпус чистый, смотреть удобно. Никаких видимых повреж дений или заметных обжатий металла на ватерлинии нет. Пока всё хорошо, корпус в порядке. 22 января около 16.00 подошёл с севера атомный ледокол «Арктика» с «Капи таном Мышевским». Начались оживлённые переговоры по УКВ-связи между ка питанами ледоколов. Больше всех, как обычно, «выступает» В. С. Вакула. Правда, у него были и дельные предложения. После передаточных операций начали форми ровать караваны для дальнейшего следования. «Капитан Сорокин» взял на «усы» «Мышевского» и повёл к Енисею в Дудинку. Ледокол «Мурманск» пристроил себе в кормовой вырез «Гижигу». «Арктика» собирается буксировать вплотную «Дмит рия Донского». Я всегда с неприязнью относился к плаванию на «усах». Попытался выговорить возможность идти самостоятельно и теперь, но Василий Александро вич Голохвастов твёрдо настаивает на буксировке. Пришлось согласиться —он толь ко пришёл с морского участка и знает ледовую обстановку лучше меня. Завели и закрепили «усы», но при первой же попытке сдвинуть нас с места буксир оборвался. Тут выявилась общая промашка. С одного борта по каналу проходили ледоколы, и лёд был в движении. А другой борт напрочь примёрз к ледовой кромке (мороз уже минус 30). Этот борт... не окололи! Впредь наука! Уже к концу суток окололись, завели новые «усы» и, наконец, начали движение. А спустя две вахты, севернее Ефремова камня вышли из припайных сморозей на ровные, молодые, ле довые поля, отдали буксир и побежали самостоятельно за «Арктикой». Позади нас идут тоже самостоятельно «Мурманск» и «Гижига». Лёд ровный —20—25 санти метров, ход хороший —более 11 узлов. Практически первая часть морского перехо да была сравнительно лёгкой. Что-то не ладилось у «Гижиги» —застряла основа тельно, и «Мурманск» пошёл выручать свою подопечную. Мы по распоряжению «Арктики» уменьшили ход до малого —ожидаем отставших. Самым трудным в ледовом отношении на переходе от устья Енисея до Карских Ворот оказался, как мы и ожидали, участок севернее острова Белый. Здесь к кара вану присоединился атомоход «Ленин». Однако от этого мало что изменилось. Теперь «Гижигой» занимаются «Ленин» и «Мурманск». В общем-то получается довольно роскошный вариант: один дизель-электроход «тащат» два ледокола — атомный и мощный дизель-электрический. А вот «Дмитрий Донской», хотя и труд но, но идёт за «Арктикой» самостоятельно —молодец, «Князь»! Кончилось всё это «благополучие» тем, что мы по команде с «Арктики» времен но остановились, а все три ледокола ведут «Гижигу» вперёд, пока не кончится ледо- 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz