Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

вид коренной арктический мужичок —крепкий, среднего роста, лет под тридцать. За плечами рюкзак. Поздоровался и говорит: —Купите, пожалуйста, песцовую шкурку —хорошая, выделанная. —И что же ты хочешь за неё? —Однако, две бутылки водки или 50 рублей. —Водки у меня нет, да если бы и была, не дал —выпьешь и по дороге замёрз­ нешь. А за деньги куплю. Я понимаю, что ты охотник и продаёшь свою добычу —это законно. Купил я великолепную шкурку песца и привёз в подарок моим домашним. Дочь и мама (в смысле —жена) были безумно рады такому подарку. С помощью каких-то «подручных» материалов они превратили эту шкурку в замечательное чучело. Вос­ торгу моих славных любимых хозяек не было предела. Возвратившись после лыжной прогулки, осмотрел со льда надводный борт «Дмитрия Донского». Корпус чистый, смотреть удобно. Никаких видимых повреж­ дений или заметных обжатий металла на ватерлинии нет. Пока всё хорошо, корпус в порядке. 22 января около 16.00 подошёл с севера атомный ледокол «Арктика» с «Капи­ таном Мышевским». Начались оживлённые переговоры по УКВ-связи между ка­ питанами ледоколов. Больше всех, как обычно, «выступает» В. С. Вакула. Правда, у него были и дельные предложения. После передаточных операций начали форми­ ровать караваны для дальнейшего следования. «Капитан Сорокин» взял на «усы» «Мышевского» и повёл к Енисею в Дудинку. Ледокол «Мурманск» пристроил себе в кормовой вырез «Гижигу». «Арктика» собирается буксировать вплотную «Дмит­ рия Донского». Я всегда с неприязнью относился к плаванию на «усах». Попытался выговорить возможность идти самостоятельно и теперь, но Василий Александро­ вич Голохвастов твёрдо настаивает на буксировке. Пришлось согласиться —он толь­ ко пришёл с морского участка и знает ледовую обстановку лучше меня. Завели и закрепили «усы», но при первой же попытке сдвинуть нас с места буксир оборвался. Тут выявилась общая промашка. С одного борта по каналу проходили ледоколы, и лёд был в движении. А другой борт напрочь примёрз к ледовой кромке (мороз уже минус 30). Этот борт... не окололи! Впредь наука! Уже к концу суток окололись, завели новые «усы» и, наконец, начали движение. А спустя две вахты, севернее Ефремова камня вышли из припайных сморозей на ровные, молодые, ле­ довые поля, отдали буксир и побежали самостоятельно за «Арктикой». Позади нас идут тоже самостоятельно «Мурманск» и «Гижига». Лёд ровный —20—25 санти­ метров, ход хороший —более 11 узлов. Практически первая часть морского перехо­ да была сравнительно лёгкой. Что-то не ладилось у «Гижиги» —застряла основа­ тельно, и «Мурманск» пошёл выручать свою подопечную. Мы по распоряжению «Арктики» уменьшили ход до малого —ожидаем отставших. Самым трудным в ледовом отношении на переходе от устья Енисея до Карских Ворот оказался, как мы и ожидали, участок севернее острова Белый. Здесь к кара­ вану присоединился атомоход «Ленин». Однако от этого мало что изменилось. Теперь «Гижигой» занимаются «Ленин» и «Мурманск». В общем-то получается довольно роскошный вариант: один дизель-электроход «тащат» два ледокола — атомный и мощный дизель-электрический. А вот «Дмитрий Донской», хотя и труд­ но, но идёт за «Арктикой» самостоятельно —молодец, «Князь»! Кончилось всё это «благополучие» тем, что мы по команде с «Арктики» времен­ но остановились, а все три ледокола ведут «Гижигу» вперёд, пока не кончится ледо- 307

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz