Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
совестно, истово «отрабатывают свой хлеб». Лёд 100—110 сантиметров —много! Снег 20 сантиметров, скорости в свежем канале при 90 оборотах в минуту —б уз лов, при 110 оборотах (средний ход) —8 узлов, при 130 оборотах (полный манев ренный, чуть более маневренного) —11,5 узла. Отличные результаты. Отработали очередной этап испытаний и двинулись далее вниз по реке. Идём легко. Во-первых, оптимальная загрузка и, соответственно, хорошая инер ция. Во-вторых, путь знакомый, как говаривали старики-поморы, «нутром чувству ем», где следует поднатужиться, прибавить оборотов двигателя и «протиснуться» в узкой части канала, а где и посвободнее «вздохнуть». Вот обогнули Сопочную Коргу, миновали мыс Шайтанский, точнее, бар, в районе мыса. Впереди самый тяжёлый участок пути —до пролива Москвы у Крестовских островов. Заснеженные сморо- зи, торосы. Лёд с торошениями тут уже около полутора метров, обжигающий ветер, метель. За вахту прошли 10 миль. Около 3-х часов окалывались и перебирались с одного канала в другой. Капитан Виктор Вакула на высоченном мостике своего ледокола всю вахту «выступает» с речами, направленными на повышение скорос тей. Пустое дело, уважаемый коллега! Не идёт судно по старому, забитому ледовой «кашей» каналу. Вон, впереди —ледокол «Мурманск» заклинился, два часа бьётся вперёд—назад. Но его капитан Владислав Смолягин предпочитает не «выступать» по поводу и без. Он упорно, целеустремлённо, квалифицированно управляет ледо колом —раскачивает, маневрирует машинами и рулём. Наконец, приходит удача — стронулся «Мурманск», освободился из клинения. Снова начинают «рубиться», теперь уже парой, расширяя ледовый канал. Да, много «сломано копий» на этом тяжелейшем плесе между Шайтанским и Крестовскими, много обломано и утоплено могучих стальных лопастей гребных винтов ледоколов. Больше всех тут досталось «Капитанам»: «Сорокину», «Нико лаеву», «Драницыну». Я знаю это не понаслышке —в качестве капитана-наставни- ка ходил на них в зимние навигации с 1979 по 1983 годы. И хочется с благодар ностью и глубоким уважением вспомнить достойных, отважных капитанов этих ледоколов В. С. Вакулу, А. М. Кошелева, Ю. М. Карлова, Г. Н. Кубышкина, В. С. Смолягина. На долю этих ледоколов, которыми они командовали, выпали са мые тяжкие испытания по проводке транспортов в первые зимние круглогодичные навигации на Дудинку. Но всё когда-либо кончается. И мы, наконец, пробились к Крестовским остро вам. А тут стоит «Гижига» в ожидании ледокола. Опять вместе, старые добрые кол леги-соратники! В проливе Крестовском легли в дрейф ожидать подхода атомохода «Арктика». Остановились передохнуть и «Капитан Сорокин» с «Мурманском». Лёд припайный 100—120 сантиметров, заснежен. Погода приличная: маловет- рие, морозец минус 20 градусов. Пользуясь некоторой паузой в движении, решил совершить лыжную прогулку по окрестностям до места стоянки ледокола «Мур манск». Зашёл «на огонёк» к старому приятелю —капитану ледокола Владиславу Степановичу Смолягину. Побеседовали за чашкой кофе о разных арктических проблемах. Хорошо на лыжах! Прекрасно на свежем воздухе, даже минус 20 граду сов —не помеха. Мимо, правда, сравнительно далеко промчалась собачья упряжка —видно, охот ник с острова на остров «чешет». Вспомнил в этой связи один забавный случай. Года два назад, осенью 1976 года теплоход «Капитан Панфилов» стоял здесь тоже в ожидании подхода каравана. А я, пользуясь стоянкой, спустился на лёд осмотреть корпус судна. Вдруг, откуда ни возьмись, подходит на лыжах местный охотник, на 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz