Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Продолжается погрузка продукции, и начинают возникать проблемы с измене­ нием осадки. Непонятно —то ли лёд «подпирает» корпус, то ли судно касается уже грунта, а может быть, элементарно примерзает к причалу —бывало с судами и та­ кое. Да, много неясного в этой зимней Арктике. Попросили ледокол «Капитан Во­ ронин» околоть нас. Ледокол прошел вдоль морского борта и разредил лёд. Двину­ ли своей машиной и... стронулись. Значит, судно на плаву, но лёд зажимает. Гру­ зимся далее. Опять резко похолодало, мороз минус 36 градусов, резкий ветер с юго-востока. Невозможно идти против ветра —лицо словно ножом режет. К концу суток 17 января полностью закончили погрузку. Принято 14 045 тонн продукции: медь, никель и 80 контейнеров. Всего груза на борту 14 177 тонн. Да, если этот груз высококачественного цветного металла продать на международной бирже в Лондоне, Антверпене или Роттердаме, можно было бы неплохо заработать, это, разумеется так, к слову. Просто думается: нет, не напрасны эти труднейшие зим­ ние рейсы в Дудинку, не бесполезен тяжкий труд поколений арктических моряков. Работа нового мощного ледокольно-транспортного флота по вывозу с Енисея цветных металлов и богатейшей медно-никелевой руды, безусловно, принесёт не­ малые доходы, в том числе и Мурманскому пароходству. И главные факторы, обус­ ловившие плавный переход продлённой навигации на Дудинской линии в кругло­ годичную, это вступление в состав ледокольно-транспортного флота могучих мел­ косидящих ледоколов типа «Капитан Сорокин» и выхода на арктические трассы крупнотоннажных мощных балкеров усиленного ледового класса типа «Дмитрий Донской». Созрели условия, создалась благоприятная ситуация для плавания на западном участке Арктике круглогодично. Рано утром 18 января на рейд Дудинки пришёл «Капитан Сорокин». У нас всё готово к отходу. «Капитан Воронин» начал околку нашего «морского» борта с це­ лью ослабить ледовое давление на корпус. Отходить очень сложно: между судном и причалом уже нет ледовой подушки, поэтому при движении судна корма опасно идёт на причал. Все же примерились, изловчились и, чисто «отвалив» от стенки, двинулись по ледовому каналу на рейд. Вошли в основной освеженный канал и, получив указания о порядке следования, двинулись за «Капитаном Сорокиным» на выход в море. А по Енисею в Дудинку под проводкой ледоколов уже пробирают­ ся другие транспорты: «Павел Пономарёв» и «Капитан Готский». На западном флан­ ге арктической трассы формируются новые караваны. Круглогодичная навигация начала активно набирать обороты, конвейер Мурманск—Дудинка—Мурманск заработал ритмично и надёжно. Толщина льда на Енисее кое-где приближается к метровой отметке. Новый мо­ гучий ледокол серьёзно напрягает свою 26-тысячную мощь шести дизель-генерато­ ров, пробивая новый канал. А наш «Дмитрий» с хорошей загрузкой идёт по свеже­ му каналу сравнительно легко, временами уменьшая ход до среднего. К полудню прошли Турушинский перекат и «спустились» на большие глубины. Глубина на перекате, как я уже ранее отмечал, 920 сантиметров, при осадке кормой 855 санти­ метров. Уровень воды под килем теоретически 65 сантиметров, но эхолоты показы­ вают более метра —запас есть. Погода сегодня неважная: ветер восточный 4 балла (около 10 метров в секунду), мороз минус 20 градусов, небольшая метель —позём­ ка, парение канала —ничего не видно по носу, одним словом —каторжная погода. На подходах к Яковлевской косе остановились. Инженеры-испытатели замеря­ ют толщины льда и определяют скорости судна. Ребята из Ленинграда честно, добро­ 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz