Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

тонн в январе в Дудинском порту —задача явно непосильная. Меня поражает дру­ гое: как могут специалисты, профессионалы давать такие обещания? Вот состояние дел после 6 рабочих дней: продолжается выгрузка из трюмов № 2, 4, 5, осталось выгрузить из 12 тысяч тонн генеральных грузов 311 тонн. Погружено из заплани­ рованных около 14 тысяч тонн только 2200 тонн продукции (медь и никель в паке­ тах) в трюмы № 1 ,3 . По моему глубокому убеждению, для полной обработки судна потребуется ещё минимум неделя. Погода холодная, мороз минус 36 градусов, южный ветер 4—5 баллов. В судо­ вых помещениях относительно тепло, только в каютах боцмана, радиста, матросов, в буфете кают-компании, рулевой рубке промёрзли переборки, выходящие на от­ крытую палубу. На судне очень большой расход пресной воды —котлы работают на предельных режимах. За сутки уходит до 18 тонн воды. Пришлось попросить ледо­ кол «Капитан Воронин» обеспечить судно енисейской водой. Кстати, врачи и спе­ циалисты соответствующих служб, контролирующих качество воды, официально подтверждают хорошее её качество на большинстве участков Енисея, по крайней мере, несколько выше и ниже порта Дудинка. После нескольких официальных запросов и обсуждения с руководителями порта судовая администрация получила твёрдое заверение об окончании обработки суд­ на 16—17 января. В один из вечеров на судне с ответным визитом побывали началь­ ник Норильскснаба В. И. Полищук с заместителем. Мы с Владимиром Ивановичем хорошо знакомы уже не один год и всегда взаимно рады встречам. Это замечатель­ ный, талантливый инженер, администратор-снабженец, руководитель гигантского комплекса Норильскснаб, кроме того, воспитанный, интеллигентный и прекрас­ ной души человек. Помню, года два назад Владимир Иванович ехал с нами пасса­ жиром на теплоходе «Капитан Панфилов». Дело было летом, он вёз с собой свою машину «Волгу»: другим путём из Норильска на «материк» с машиной не попасть. В течение 4—5 суток Владимир Иванович был нашим гостем и как он говорил: «С истинным наслаждением отдыхал». Благо была прекрасная погода. Мы с ним часто по вечерам беседовали за чашкой чая. Наш гость был великолепным, умным, интересным собеседником. 12 января, кажется, был самый морозный день, по крайней мере, за время нашей стоянки в Дудинке. Температура минус 43 градуса. С учётом южного ветра в 4 бал­ ла суммарный мороз был очень недалёк от минус 50-ти. А погрузка идёт —не очень быстро, но всё-таки грузят. Все без исключения механизмы, системы, устройства, включая палубные, работают безотказно. Единственно, верхняя кромка пера руля примёрзла к «ледовому зубу». Боцман Борис Чвала с матросами ручной попереч­ ной пилой распилили замёрзший зазор —молодцы. Вообще инициатива, смекалка, задор моряков, их самоотверженная работа в этих запредельных, каторжных усло­ виях поражает, радует и вселяет полную уверенность в успехе сложного рейса. 14 января полностью закончили выгрузку и оформили документы. Недостат­ ков и излишков груза нет. Молодец второй штурман Юрий Карламович Моги- люк —второй рейс в Дудинку и ни одного коммерческого акта. И снова примёрз руль: баллер руля, его перо (верхняя часть), ледовый «зуб» с верхней петлёй. Всё это смёрзлось в один монолит. Снова моряки сбивают, откалывают ломами, пилят лёд, вплотную подобравшись к рулю по льду, отогревают паром, лампами. Бились почти полсуток и освободили рулевое устройство —снова всё работает. Благо «на улице» стало заметно теплее, температура минус 19 градусов. 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz