Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ды буксировки рудовозов вплотную , а позднее и ещё больших по размерам транс­ портов СА-15 типа «Норильск». Командиры атомоходов еще раз всем доказали, что они... всё могут! Возвращаясь к нашему плаванию, добавим, что мы всё-таки пошли самостоя­ тельно за «Арктикой», благо вскоре лёд стал ровнее и легче, движение наладилось, и скорости заметно возросли. Плавание в Енисейском заливе получилось неслож­ ным благодаря нашим могучим лидерам «Арктике» и «Мурманску». Правда, не­ много задерживали испытания, но экипаж к этому уже привык. На пути от Крес­ товских островов к мысу Шайтанскому сделали небольшую остановку. Ледокол «Мурманск» пошёл обновлять канал. Атомоходы остановились на «пятачке» —да­ лее нельзя —осадки... Пользуясь остановкой, осмотрели со льда корпус судна снаружи. Видимых по­ вреждений нет, всё в полном порядке, молодец наш новый теплоход. Правда и льды ещё сравнительно лёгкие —молодые, осенние. У моряков, особенно у старпома с обслуживающим персоналом, свои дополнительные заботы —уже через пару дней Новый год! Судовая общественная комиссия во главе с первым помощником Матюничевым активно и секретно «шепчется» по поводу праздничных мероприя­ тий. Новый год —он и на зимнем Енисее —Новый. Праздник особенный, знамена­ тельный, всеми любимый, и независимо оттого, где находится судно, моряки гото­ вятся и встречают его с особым душевным вдохновением и подъёмом. Вот с севера подошли «Мурманск» с «Гижигой», мы пристроились за ними в свежий канал и все трое последовали далее к устью Енисея. Дистанция между суда­ ми кратчайшая: всего 1,5—2,0 кабельтова, это около 300 метров. Если расстояние увеличить, транспорты застревают в ледовом канале. Лёд быстро смерзается, тем­ пература наружного воздуха минус 39 градусов. В судовых помещениях тоже до­ вольно прохладно: мороз и резкий ветер «прошивает» любые переборки с самой современной утеплительной защитой. Холодно и на мостике. Трудные, экстремальные условия работы, особенно для молодых моряков. Такое впечатление, будто постепенно втягиваемся в тёмный, бесконечно студеный, мрачный, ледовый тоннель. Вот слева в морозной дымке «прорезается» угрюмо­ мрачный обледенелый мыс с очень выразительным названием Шайтанский! При одном виде его лёгкий озноб пробирает. Ну, ничего, друзья-моряки, постепен­ но освоитесь и с этими суровыми пейзажами. После полуночи обогнули довольно сложную в навигационном отношении Со­ почную Коргу —длинную узкую косу, врезавшуюся далеко в воды Енисея. Капи­ тан «Мурманска» Владислав Смолягин —виртуоз ледовых проводок, выполнив великолепный маневр, прямо-таки художественно-элегантно выстроил поворот канала почти на 90 градусов. А «Дмитрий Донской» и «Гижига», предельно подна­ тужившись, что называется «на одном дыхании», без остановки обогнули эту каверзную Сопкоргу. Впереди по курсу раскинулся необъятный устьевой плёс батюшки-Енисея, скованный жёстким речным льдом. 30 декабря в полдень в районе Яковлевской косы встретились с ледоколом «Капитан Сорокин». Остановились для передачи почты и пассажиров. Здесь по- настоящему зимний лёд толщиной 60—70 сантиметров и около 30 сантиметров снега. Мороз минус 22 градуса, парение канала, ветер встречный, южный около 20 метров в секунду, сильная метель, видимости практически нет. Уладили передаточные дела и двинулись вверх по реке по свежему каналу. Впереди идёт «Мурманск», за ним «Капитан Сорокин», далее «Дмитрий Донской» 299

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz