Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ды буксировки рудовозов вплотную , а позднее и ещё больших по размерам транс портов СА-15 типа «Норильск». Командиры атомоходов еще раз всем доказали, что они... всё могут! Возвращаясь к нашему плаванию, добавим, что мы всё-таки пошли самостоя тельно за «Арктикой», благо вскоре лёд стал ровнее и легче, движение наладилось, и скорости заметно возросли. Плавание в Енисейском заливе получилось неслож ным благодаря нашим могучим лидерам «Арктике» и «Мурманску». Правда, не много задерживали испытания, но экипаж к этому уже привык. На пути от Крес товских островов к мысу Шайтанскому сделали небольшую остановку. Ледокол «Мурманск» пошёл обновлять канал. Атомоходы остановились на «пятачке» —да лее нельзя —осадки... Пользуясь остановкой, осмотрели со льда корпус судна снаружи. Видимых по вреждений нет, всё в полном порядке, молодец наш новый теплоход. Правда и льды ещё сравнительно лёгкие —молодые, осенние. У моряков, особенно у старпома с обслуживающим персоналом, свои дополнительные заботы —уже через пару дней Новый год! Судовая общественная комиссия во главе с первым помощником Матюничевым активно и секретно «шепчется» по поводу праздничных мероприя тий. Новый год —он и на зимнем Енисее —Новый. Праздник особенный, знамена тельный, всеми любимый, и независимо оттого, где находится судно, моряки гото вятся и встречают его с особым душевным вдохновением и подъёмом. Вот с севера подошли «Мурманск» с «Гижигой», мы пристроились за ними в свежий канал и все трое последовали далее к устью Енисея. Дистанция между суда ми кратчайшая: всего 1,5—2,0 кабельтова, это около 300 метров. Если расстояние увеличить, транспорты застревают в ледовом канале. Лёд быстро смерзается, тем пература наружного воздуха минус 39 градусов. В судовых помещениях тоже до вольно прохладно: мороз и резкий ветер «прошивает» любые переборки с самой современной утеплительной защитой. Холодно и на мостике. Трудные, экстремальные условия работы, особенно для молодых моряков. Такое впечатление, будто постепенно втягиваемся в тёмный, бесконечно студеный, мрачный, ледовый тоннель. Вот слева в морозной дымке «прорезается» угрюмо мрачный обледенелый мыс с очень выразительным названием Шайтанский! При одном виде его лёгкий озноб пробирает. Ну, ничего, друзья-моряки, постепен но освоитесь и с этими суровыми пейзажами. После полуночи обогнули довольно сложную в навигационном отношении Со почную Коргу —длинную узкую косу, врезавшуюся далеко в воды Енисея. Капи тан «Мурманска» Владислав Смолягин —виртуоз ледовых проводок, выполнив великолепный маневр, прямо-таки художественно-элегантно выстроил поворот канала почти на 90 градусов. А «Дмитрий Донской» и «Гижига», предельно подна тужившись, что называется «на одном дыхании», без остановки обогнули эту каверзную Сопкоргу. Впереди по курсу раскинулся необъятный устьевой плёс батюшки-Енисея, скованный жёстким речным льдом. 30 декабря в полдень в районе Яковлевской косы встретились с ледоколом «Капитан Сорокин». Остановились для передачи почты и пассажиров. Здесь по- настоящему зимний лёд толщиной 60—70 сантиметров и около 30 сантиметров снега. Мороз минус 22 градуса, парение канала, ветер встречный, южный около 20 метров в секунду, сильная метель, видимости практически нет. Уладили передаточные дела и двинулись вверх по реке по свежему каналу. Впереди идёт «Мурманск», за ним «Капитан Сорокин», далее «Дмитрий Донской» 299
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz