Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

жению. Организация в караванах и на судах, работающих в Арктике, отработана великолепно, поэтому команды по радиотелефону как ритуал, хотя и без команд тоже не обойтись. Вот караван снова обустроился и двинулся далее на восток. Теперь мы пошли за «Арктикой» самостоятельно, а «Ленин» взял «Гижигу» на «усы» —вплотную на буксир в кормовом вырезе, «Мурманск» же держится около нас «на подхвате» - где потребуется, околоть, освежить канал, ослабить ледовый напор при поворотах. Трудный участок у Белого. За последнюю вахту прошли всего 10 миль. Сильное сжатие, ледоколы постоянно окалывают. «Ленин» с «Гижигой» заметно отстали, идут трудно. У нас корпус скрипит, содрогается —жмёт! Ранним утром произошёл очень неприятный инцидент в движении каравана. В А часа 5 минут при смене вахт наши дублёр капитана Куклин и старший помощ­ ник Доброслов заметили, что идущие в тот момент впереди «Ленин» с «Гижигой» на буксире застряли в ледовом канале и остановились. Атомоход «Арктика», имея в полутора кабельтовых за собой «Дмитрия Донского», дал полный ход и решил «попутно» околоть коллег. Но, проходя по борту «Ленина», тоже застрял и резко остановился. Наш «Дмитрий Донской» полным ходом идёт по свежему каналу и, несмотря на данный с мостика дублёром капитана аварийный полный задний ход и положенный на борт руль, стремительно летит на атомоходы. Как рассказывали потом очевидцы, казалось —катастрофы не миновать. Огромный, гружёный транс­ порт массой более 20 тысяч тонн своим устрашающе могучим ледокольным носом нацелился на кормовую часть и надстройку атомохода... Однако, налетев скулой на угол крепкой ледяной сморози, «Дмитрий Донской» резко бросился влево и, вклинившись на приличной скорости между атомными ле­ доколами, тоже «сел» —остановился. Расстояние до «Ленина» было 2—3 метра, а с «Арктикой» сошлись почти вплотную. Все будто оцепенели, повисла тяжёлая пау­ за. Два атомохода чудом избежали сокрушительного удара. Первым нарушил мол­ чание капитан «Гижиги», старший и мудрейший Андрей Владимирович Татарчук. Бывалый мореход медленно, будто раздумывая, проговорил: «Да, кто-то тут в ру­ башке родился!..». Очень опасный маневр совершили, точнее, пытались совершить, вахтенные штурманы «Арктики». Пошли на околку двух судов с крупнотоннажным транспор­ том на «хвосте» и даже не предупредили его об этом. Все получили жестокий урок морской практики при плавании во льдах. После некоторой разрядки, необходимой при таких обстоятельствах, караван снова перегруппировался. «Арктика» первый раз взяла «Дмитрия Донского» на «усы» в кормовой вырез вплотную. «Ленин» с «Гижигой» на буксире последовали за ними, а «Мурманск» опять оказался «на подхвате». Ему, кстати, тоже работы хватало —тяжёлый оказался ледовый участок севернее Белого. Однако мы шли на буксире недолго. В начале следующей вахты на одном из поворотов в канале лопнул буксирный трос —«усы». Это произошло в нашем пра­ вом якорном клюзе —трос перетёрся о кромку клюза. Да, действительно, «первый блин комом!». В начале у нас, да и у ледокольщиков тоже, сложилось грустное впе­ чатление, что эти большие и тяжёлые рудовозы, особенно с грузом, из-за огромных суммарных масс на буксире вплотную за атомоходом не пойдут. Но, к счастью, наше первое мнение оказалось ошибочным. Судоводители ледоколов всё же приспособи­ лись к новым условиям работы с нами во льдах. Они постепенно отработали мето­ 298

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz