Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Всё привели по-походному, снялись с якоря и, выйдя из укрытия на морской про­ стор, легли курсом на пролив Карские Ворота. Ветер восточный 12 метров в секунду, море 2—3 балла, морозец минус 10 градусов. Машина в морском режиме, скорость 14 узлов. И подумалось уже в общем-то немолодому и сравнительно опытному капи­ тану: «А может быть, следовало воздержаться от выхода в штормовое зимнее море, перестоять сутки или двое в Кольском заливе?». Тогда не пришлось бы совершать немыслимые зигзаги на просторах моря Баренца и напрягать моряков с креплением тех злосчастных контейнеров в сложных, опасных штормовых условиях. Однако были и уважительные доводы в пользу выхода из залива: во-первых, ожидалось ослабление ветра, чего, к сожалению, не произошло, во-вторых, нас не поняли бы диспетчеры в Управлении —почему стоит этот современный могучий теплоход? А в северном колене Кольского залива и отстояться, по большому счёту, негде: на якорь становиться —глубины не позволяют, а болтаться сутками в этом неприютном районе просто контрпродуктивно —жечь топливо и бессмысленно напрягать людей на вахтах —ни в порту, ни в море.... На подходе к Карским Воротам встретили дизель-электроход «Лену», идущий под командой капитана Сергея Алексеевича Смирнова из Дудинки в Мурманск с грузом медно-никелевой руды. До боли дорогие сердцу и корабль, и капитан. Я живо вспоминаю события двадцатилетней давности. В ноябре 1957 года после первых антарктических экспедиций знаменитый в те времена дизель-электроход «Лена» под руководством прославленного капитана Ветрова проводил высокоширотную океанографическую экспедицию. А мы с Сергеем Смирновым были на «Лене» со­ ответственно третьим и четвёртым штурманами. Далеко за 83 градусом широты, севернее Гренландии и Шпицбергена, мы пытались поставить очередной рекорд свободного плавания в высоких арктических широтах. Правда, до рекорда дело не дошло —помешал полярный паковый лёд. Ах, какие были походы! От восьмидеся­ той северной до почти семидесятой южной широты, через все океаны, мимо всех континентов! Переговорили по УКВ с Сергеем Алексеевичем: обменялись последними дан­ ными по навигационной, погодной и ледовой обстановке к западу и востоку от мес­ та нашего нахождения, о ситуации с грузообработкой в Мурманске и Дудинке. К вечеру подошли к проливу Карские Ворота и на траверзе острова Чирачий оста­ новились в приличном ледовом поле в ожидании подхода ледоколов. Через пару часов с запада подошёл дизель-электроход «Гижига». Капитан «Гижиги» Андрей Владимирович Татарчук, ветеран флота и опытнейший полярный судоводитель, вы­ ходит на связь, приветливо здоровается и долго, подробно, прямо-таки дотошно рас­ спрашивает о новом судне. Его интересует буквально всё: от грузоподъёмности, кон- тейнеровместимости и мощности механизмов до бытовых условий жизни экипажа. Андрея Владимировича я знаю уже давно и искренне уважаю за его профессио­ нализм, качества руководителя, опыт капитана-ледоколыцика. Он на 10 лет старше меня, окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта в июне 1941 года, буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, и уже более тридцати лет работает на ледоколах и транспортных судах штурманом и ка­ питаном. Высокого роста, могучего сложения, неторопливый в движениях и разго­ ворах Андрей Владимирович Татарчук, ныне, к сожалению, уже покойный, был ярким представителем великолепной когорты советских арктических капитанов. А здесь, на западном фланге Северного морского пути, в районе Новой Земли началось резкое похолодание —температура наружного воздуха опустилась до ми- 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz