Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Всё привели по-походному, снялись с якоря и, выйдя из укрытия на морской про стор, легли курсом на пролив Карские Ворота. Ветер восточный 12 метров в секунду, море 2—3 балла, морозец минус 10 градусов. Машина в морском режиме, скорость 14 узлов. И подумалось уже в общем-то немолодому и сравнительно опытному капи тану: «А может быть, следовало воздержаться от выхода в штормовое зимнее море, перестоять сутки или двое в Кольском заливе?». Тогда не пришлось бы совершать немыслимые зигзаги на просторах моря Баренца и напрягать моряков с креплением тех злосчастных контейнеров в сложных, опасных штормовых условиях. Однако были и уважительные доводы в пользу выхода из залива: во-первых, ожидалось ослабление ветра, чего, к сожалению, не произошло, во-вторых, нас не поняли бы диспетчеры в Управлении —почему стоит этот современный могучий теплоход? А в северном колене Кольского залива и отстояться, по большому счёту, негде: на якорь становиться —глубины не позволяют, а болтаться сутками в этом неприютном районе просто контрпродуктивно —жечь топливо и бессмысленно напрягать людей на вахтах —ни в порту, ни в море.... На подходе к Карским Воротам встретили дизель-электроход «Лену», идущий под командой капитана Сергея Алексеевича Смирнова из Дудинки в Мурманск с грузом медно-никелевой руды. До боли дорогие сердцу и корабль, и капитан. Я живо вспоминаю события двадцатилетней давности. В ноябре 1957 года после первых антарктических экспедиций знаменитый в те времена дизель-электроход «Лена» под руководством прославленного капитана Ветрова проводил высокоширотную океанографическую экспедицию. А мы с Сергеем Смирновым были на «Лене» со ответственно третьим и четвёртым штурманами. Далеко за 83 градусом широты, севернее Гренландии и Шпицбергена, мы пытались поставить очередной рекорд свободного плавания в высоких арктических широтах. Правда, до рекорда дело не дошло —помешал полярный паковый лёд. Ах, какие были походы! От восьмидеся той северной до почти семидесятой южной широты, через все океаны, мимо всех континентов! Переговорили по УКВ с Сергеем Алексеевичем: обменялись последними дан ными по навигационной, погодной и ледовой обстановке к западу и востоку от мес та нашего нахождения, о ситуации с грузообработкой в Мурманске и Дудинке. К вечеру подошли к проливу Карские Ворота и на траверзе острова Чирачий оста новились в приличном ледовом поле в ожидании подхода ледоколов. Через пару часов с запада подошёл дизель-электроход «Гижига». Капитан «Гижиги» Андрей Владимирович Татарчук, ветеран флота и опытнейший полярный судоводитель, вы ходит на связь, приветливо здоровается и долго, подробно, прямо-таки дотошно рас спрашивает о новом судне. Его интересует буквально всё: от грузоподъёмности, кон- тейнеровместимости и мощности механизмов до бытовых условий жизни экипажа. Андрея Владимировича я знаю уже давно и искренне уважаю за его профессио нализм, качества руководителя, опыт капитана-ледоколыцика. Он на 10 лет старше меня, окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта в июне 1941 года, буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, и уже более тридцати лет работает на ледоколах и транспортных судах штурманом и ка питаном. Высокого роста, могучего сложения, неторопливый в движениях и разго ворах Андрей Владимирович Татарчук, ныне, к сожалению, уже покойный, был ярким представителем великолепной когорты советских арктических капитанов. А здесь, на западном фланге Северного морского пути, в районе Новой Земли началось резкое похолодание —температура наружного воздуха опустилась до ми- 295
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz