Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

лубный груз, на этой окаянной штормовой волне бывает смертельно опасно, по­ верьте на слово опытных арктических моряков. Но вернёмся к началу морского плавания. Вот «Дмитрий Донской» вышел на траверз Сеть-Наволока. Качка увеличивается. На крышках третьего и четвёртого трюмов началась подвижка контейнеров. Неважно погрузили и закрепили груз сти­ видоры, недостаточно проконтролировали эти работы судовые командиры. Как выяснилось позднее, контейнеры, вернее нижние их ряды, установили на обледене­ лые доски, расположенные поперёк судна, на скользкие, обледенелые крышки трю­ мов. Контейнеры покатились, словно на салазках. Пришлось разворачивать судно и выбирать курс носом против волны для уменьшения бортовой качки. Уменьшили ход до малого. Моряки во главе со старшим и вторым помощниками пытаются подкрепить сдви­ нувшиеся контейнеры. Почти полсуток бились старном со вторым помощником, боцманом и матросами, стараясь застопорить подвижки контейнеров и завести до­ полнительные крепления, используя все возможные средства, вплоть до шварто­ вых тросов. Погода к вечеру немного успокоилась, но всё ещё шла сильная зыбь от северо-западных румбов. Закончив подкрепления палубного груза, снова пытаемся продолжать движение. Стараясь уберечь судно от опасной бортовой качки, опять легли курсом на север —северо-восток. Более суток штормовал «Дмитрий Донской» в центральной части Баренцева моря, то уклоняясь от жестокой бортовой качки, то снова забирая вправо, с целью продвижения к Карским Воротам. Ветер крайне неустойчив по направлениям и силе. Частые снежные заряды по временам совершенно блокируют видимость. Наконец, ветер зашёл на восточный, и зыбь стала заметно утихать. Легли курсом на Карские Ворота и постепенно увеличили ход до полного. Но после тщательного осмотра креп­ лений обнаружилось новое смещение контейнеров. Решили зайти за остров Колгу­ ев и подкрепить ослабленные крепежные тросы. Тёмное время суток, мороз, сильный, порою штормовой ветер, снежные заряды. Естественно, портовики, работая в таких экстремальных условиях, вольно или нет допускали определённые промахи. Вот так случилось и с погрузкой контейнеров на палубу. Не зачистили (это, пожалуй, более относится к морякам) как следует лёд с крышек трюмов, небрежно, поперёк судна, набросали обледенелые доски-проклад- ки... А как же не досмотрели моряки? Да очень просто: штатные моряки в основном имели 2—3-дневный междурейсовый отдых, а их подменяла береговая бригада... от­ стояли —и на берег, по домам —им в море идти не придётся... В довершение бед грузчики установили контейнеры, совершенно не очистив лёд с их днищевой поверхности. В результате получились «ящики на салазках!». И с креплением такая же история: что-то как-то крепят при неважном освещении, на ветру, на морозе. А первопричина, безусловно, суровое зимнее время. Немного за­ бегая вперёд и в порядке некоторого оправдания, можно сказать, что мы получили впечатляющий урок, и более таких казусов, по крайней мере, на нашем судне ни разу не случалось. Хотя добавим, что такого безмерного количества нестандартных контейнеров на палубу более в зимние рейсы не принимали. Стоянка в укрытии за островом Колгуев получилась спокойная и продуктив­ ная. Три бригады моряков (и даже пассажиров) довольно основательно подправи­ ли крепления палубных контейнеров, осмотрели грузы в трюмах, все палубные ме­ ханизмы и устройства: шлюпки, трапы, вентиляторы, палубные закрытия. Шторм заметно утих, уменьшилась зыбь. 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz