Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
лубный груз, на этой окаянной штормовой волне бывает смертельно опасно, по верьте на слово опытных арктических моряков. Но вернёмся к началу морского плавания. Вот «Дмитрий Донской» вышел на траверз Сеть-Наволока. Качка увеличивается. На крышках третьего и четвёртого трюмов началась подвижка контейнеров. Неважно погрузили и закрепили груз сти видоры, недостаточно проконтролировали эти работы судовые командиры. Как выяснилось позднее, контейнеры, вернее нижние их ряды, установили на обледене лые доски, расположенные поперёк судна, на скользкие, обледенелые крышки трю мов. Контейнеры покатились, словно на салазках. Пришлось разворачивать судно и выбирать курс носом против волны для уменьшения бортовой качки. Уменьшили ход до малого. Моряки во главе со старшим и вторым помощниками пытаются подкрепить сдви нувшиеся контейнеры. Почти полсуток бились старном со вторым помощником, боцманом и матросами, стараясь застопорить подвижки контейнеров и завести до полнительные крепления, используя все возможные средства, вплоть до шварто вых тросов. Погода к вечеру немного успокоилась, но всё ещё шла сильная зыбь от северо-западных румбов. Закончив подкрепления палубного груза, снова пытаемся продолжать движение. Стараясь уберечь судно от опасной бортовой качки, опять легли курсом на север —северо-восток. Более суток штормовал «Дмитрий Донской» в центральной части Баренцева моря, то уклоняясь от жестокой бортовой качки, то снова забирая вправо, с целью продвижения к Карским Воротам. Ветер крайне неустойчив по направлениям и силе. Частые снежные заряды по временам совершенно блокируют видимость. Наконец, ветер зашёл на восточный, и зыбь стала заметно утихать. Легли курсом на Карские Ворота и постепенно увеличили ход до полного. Но после тщательного осмотра креп лений обнаружилось новое смещение контейнеров. Решили зайти за остров Колгу ев и подкрепить ослабленные крепежные тросы. Тёмное время суток, мороз, сильный, порою штормовой ветер, снежные заряды. Естественно, портовики, работая в таких экстремальных условиях, вольно или нет допускали определённые промахи. Вот так случилось и с погрузкой контейнеров на палубу. Не зачистили (это, пожалуй, более относится к морякам) как следует лёд с крышек трюмов, небрежно, поперёк судна, набросали обледенелые доски-проклад- ки... А как же не досмотрели моряки? Да очень просто: штатные моряки в основном имели 2—3-дневный междурейсовый отдых, а их подменяла береговая бригада... от стояли —и на берег, по домам —им в море идти не придётся... В довершение бед грузчики установили контейнеры, совершенно не очистив лёд с их днищевой поверхности. В результате получились «ящики на салазках!». И с креплением такая же история: что-то как-то крепят при неважном освещении, на ветру, на морозе. А первопричина, безусловно, суровое зимнее время. Немного за бегая вперёд и в порядке некоторого оправдания, можно сказать, что мы получили впечатляющий урок, и более таких казусов, по крайней мере, на нашем судне ни разу не случалось. Хотя добавим, что такого безмерного количества нестандартных контейнеров на палубу более в зимние рейсы не принимали. Стоянка в укрытии за островом Колгуев получилась спокойная и продуктив ная. Три бригады моряков (и даже пассажиров) довольно основательно подправи ли крепления палубных контейнеров, осмотрели грузы в трюмах, все палубные ме ханизмы и устройства: шлюпки, трапы, вентиляторы, палубные закрытия. Шторм заметно утих, уменьшилась зыбь. 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz