Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

состав флота вступали вновь построенные атомные ледоколы, пассажирские и дру­ гие специализированные суда. Таковы были темпы роста и развития советского тор­ гового и, в частности, ледокольно-транспортного флота. Но вернемся к работе головного судна новой большой серии. Круглогодичная навигация в западной Арктике Б ыстро летит время при стоянке судна в родном порту. Пять дней выгрузки- погрузки промчались, как один, и снова... «В 14.00 закончили погрузку на Ду­ динку» — значится запись в вахтенном журнале. Груз тяжёлый: листовая сталь, конструкции, трубы большого диаметра, строительные плиты, баллоны, автотехни­ ка. На крышках трюмов и главной палубе погружены 430 пятитонных контейнеров с содой, общим весом 1547 тонн. Контейнеры расположились на крышках трюмов по 60 штук, остальное —на палубе. Портовые бригады крепят палубные грузы. 17 декабря 1977 года теплоход «Дмитрий Донской» изготовился к отходу в оче­ редной арктический рейс. Груза на борту всего 14 тысяч тонн. На отход: топлива — 860 тонн, пресной воды —320 тонн, осадка носом —7,70, кормой —8 метров. На судне 54 человека: это экипаж, испытательные партии в количестве 8 человек, пассажиры-моряки на ледоколы, дублёры капитана и электромеханика. Погода штормовая: на побережье прогнозируется западный, северо-западный ветер силой от 20 до 34 метров в секунду. В порту ветер 18—23 метра в секунду. Отошли от причала на рейд и встали на якорь —выход из залива запрещён из-за шторма. Ночь простояли на рейде, а рано утром после пяти часов (теперь в Мурманске днём и ночью одинаково темно, тяжёлые снежные заряды, метель) снялись с якоря и пошли на выход в море. Ветер в порту 5—6 баллов. В девять часов утра вышли из залива и легли на курс 30 градусов. Темно, ветрено —штормит Баренцево море: «...гремит окраина земная, пересолёная вода!». Ветер западный более 20 метров в секунду, сильная зыбь от северо-запада. Судно начало тяжело зарываться в волну. Да, трудно начинался наш второй арктический рейс. Отнюдь не отказываясь от сво­ их намерений совершать зимние рейсы на линии Мурманск—Дудинка, я, тем не менее, не собирался умалять трудности работы флота и портов в зимних арктиче­ ских условиях. Всё это подтверждает начало нашего нынешнего рейса, начиная с погрузки судна в Мурманске. И, естественно, первые выводы —необходимы дополнительные мероприятия как со стороны портовиков, так и моряков в части более строгого выполнения всех условий подготовки судов к работе в зимних условиях, обеспечения качественной загрузки, размещения, укладки и крепления грузов, особенно палубных. Ну, а мо­ рякам, штурманам и членам палубной команды осуществлять жёсткий контроль за подготовку судна к предстоящему плаванию, в первую очередь, за надлежащей за­ грузкой судна. Что греха таить, бывают в практике портовых бригад немалые упу­ щения, особенно со ссылками на трудные условия работы в тёмное зимнее время, морозы, метели и прочее. Всё это так, уважаемые коллеги, но при всём при том не мешает помнить, что за все ваши промахи, ошибки и упущения в грузовых делах придётся расплачиваться морякам. В штормовом море подкреплять, особенно па­ 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz