Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ных ледоколов второго поколения и большой серии современных судов рудовозов- контейнеровозов с усиленным ледовым классом и мощными силовыми установка ми всё яснее вырисовывались перспективы перехода от продлённых арктических навигаций на Енисее в режим круглогодичной работы ледокольно-транспортного флота на западном участке трассы Северного морского пути и, в частности, на линии Мурманск—Дудинка. К концу 70-х годов XX столетия Норильский горно-металлургический комп лекс, проводя широкую реконструкцию работающих и вводя в эксплуатацию новые производственные мощности, довольно быстро наращивал объём добычи бо гатой медно-никелевой руды и выпуск готовой продукции —меди и никеля. Есте ственно, вся эта огромная масса ценных грузов не могла лежать мертвым капита лом на накопительных складах и площадках Норильска и Дудинки по 5—6 зимних месяцев (с января по июнь) между очередными арктическими навигациями. Строительство новой серии судов в ГДР еще только начиналось, поэтому сама тема, которая обсуждалась в кабинете начальника пароходства, пока отошла в сто рону. А «Капитан Панфилов» после завершения погрузки покинул Мурманск и направился на восток к Новоземельским проливам. С нами в рейс действительно отправились два немецких судостроителя: инженер по корпусной части Ханс Йёссе, а вот как звали механика —память не удержала. Да и то сказать, мы встреча лись с ним очень редко. Он много времени проводил, как говорят на флоте, «в ни зах». Вспоминается забавная история. Немецких «путешественников», прибывших в Мурманск, привез на судно инфлотовский автобус. Вещей у них оказалось... выше головы. Потом они с юмором рассказывали, что перед отправлением из Ростока различные местные «арктические авторитеты» сообщали им, иногда «по секрету», всякие страшные истории о полярных плаваниях и рекомендовали брать с собой больше тёплой одежды. Так у них появились огромные неуклюжие и очень тяже лые одеяния, отдаленно напоминающие то ли тулупы, то ли спальные мешки. Когда они с большим трудом облачились в эти несуразные «шубы», наши моряки повалились от хохота. Немного оправившись от первых забавных впечатлений встречи с гостями, наш боцман Борис Чвала, прихватив матроса, нырнул в судовое помещение. А через несколько минут они принесли пару добротных новых полушубков, валенки, шапки-ушанки и меховые рукавицы. Моряки принялись «обряжать» начинающих полярников. И вскоре малость ошалевшие от неожиданного гостеприимства и великолепной экипировки немецкие ребята действительно выглядели молодцами. Они с восхищением гладили свои новые одёжки, смущенно улыбались и уже чув ствовали себя действительно «словно дома». Как мало, оказывается, иногда надо для установления добрых дружественных отношений между, казалось бы, совер шенно незнакомыми и далекими друг от друга людьми. Адалее, уже в плавании, выяснилось, что наши «гости» —замечательные специа листы и исключительно трудолюбивые и ответственные за дело люди. Инженер — корпусник Ханс Йёссе, кстати, отлично владеющий русским языком (говорил, что у наших солдат научился), обследовал, осматривал, замерял, еще и еще раз изучал каждую конструкцию, устройство, деталь. Он спускался в трюмы, танки, подни мался на верхние палубы. Однажды, стою на мостике и вижу —наш гость уже под нялся на салинг носовой мачты и внимательно осматривает наблюдательную будку. Обращаюсь к старпому с напутствием еще раз проинструктировать инжене- 290
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz