Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
могли решить проблему вывоза всё увеличивающегося потока руды и готовой продукции —цветных металлов из Дудинки в Мурманск. Настоятельно требова лось пополнение ледокольно-транспортного флота новыми современными судами усиленного ледового класса —балкерами сравнительно крупного тоннажа. Безус ловно, требовались новые мощные ледоколы с ограниченной осадкой, способные работать на прибрежных и устьевых участках сибирских рек и в морских районах с малыми глубинами. В связи со сложившейся непростой ситуацией в части морских транспортных связей между северными европейскими портами Мурманском, Архангельском, Кан далакшей и «морскими воротами» Норильского промышленного комплекса —пор том Дудинка правительством («знатоки» утверждали, что это было персональное указание тогдашнего председателя правительства А. Н. Косыгина) было принято, на наш взгляд, весьма поспешное и, как это всегда бывает в подобных случаях, дале ко не мудрое решение — срочно построить серию рудовозов-контейнеровозов для вывоза норильской руды из Дудинки в Мурманск. Суда были построены на Херсонском судостроительном заводе. Автор сего повествования в качестве капи тана принимал от судостроителей головной теплоход «Капитан Панфилов». Судно было принято в состав флота Мурманского морского пароходства в но ябре 1975 года. Эти балкеры предназначались в основном для работы на линии Мурманск—Дудинка с главной задачей —вывозить медно-никелевую руду для пе реработки на Кольских металлургических предприятиях. Повторимся, что строи тельство этой большой серии судов-балкеров было несколько спонтанным и, соот ветственно, неуспешным. По крайней мере, головной «Капитан Панфилов» в про цессе эксплуатации в арктических морях показал не лучшие качества. Корпус судна был явно не приспособлен для работы в ледовых условиях северных морей, энерге тическая установка маломощна для ледокольного транспорта. У судна не было бортовых килей и при плавании в штормовых условиях оно имело стремительную и резкую бортовую качку. За это моряки тут же окрестили его «тридцать пять на тридцать пять», намекая на то, что уже при небольшой волне судно ложилось в крене за 30 градусов на борт. Добавим, что через несколько лет эксплуатации на Севере все суда этой серии были переданы в одно из прибалтий ских пароходств. Это было, безусловно, мудрое решение. А моряки позднее призна вались относительно этих судов, что «принимали без любви и сдавали без сожале ния». Бывает и такое в мореходной практике. Новый флот на ледовых трассах В ноябре 1976 года теплоход «Капитан Панфилов» готовился к отходу из Мур манска в Дудинку с грузом строительных материалов, автотехникой и неболь шими партиями различных ширпотребовских товаров. Капитан —автор данного повествования, только прибывший из отпуска и вступавший в командование судном, явился по этому случаю с традиционным визитом к начальнику пароход ства —доложить о вступлении в командование судном и получить обычное в таких случаях напутствие и пожелания успешной работы капитану и его экипажу. Влади мир Адамович Игнатюк неспешно встал из-за своего рабочего стола и, подавая руку, приветливо сказал: «Очень кстати, капитан, есть разговор». Пригласив присесть к 288
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz