Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

могли решить проблему вывоза всё увеличивающегося потока руды и готовой продукции —цветных металлов из Дудинки в Мурманск. Настоятельно требова­ лось пополнение ледокольно-транспортного флота новыми современными судами усиленного ледового класса —балкерами сравнительно крупного тоннажа. Безус­ ловно, требовались новые мощные ледоколы с ограниченной осадкой, способные работать на прибрежных и устьевых участках сибирских рек и в морских районах с малыми глубинами. В связи со сложившейся непростой ситуацией в части морских транспортных связей между северными европейскими портами Мурманском, Архангельском, Кан­ далакшей и «морскими воротами» Норильского промышленного комплекса —пор­ том Дудинка правительством («знатоки» утверждали, что это было персональное указание тогдашнего председателя правительства А. Н. Косыгина) было принято, на наш взгляд, весьма поспешное и, как это всегда бывает в подобных случаях, дале­ ко не мудрое решение — срочно построить серию рудовозов-контейнеровозов для вывоза норильской руды из Дудинки в Мурманск. Суда были построены на Херсонском судостроительном заводе. Автор сего повествования в качестве капи­ тана принимал от судостроителей головной теплоход «Капитан Панфилов». Судно было принято в состав флота Мурманского морского пароходства в но­ ябре 1975 года. Эти балкеры предназначались в основном для работы на линии Мурманск—Дудинка с главной задачей —вывозить медно-никелевую руду для пе­ реработки на Кольских металлургических предприятиях. Повторимся, что строи­ тельство этой большой серии судов-балкеров было несколько спонтанным и, соот­ ветственно, неуспешным. По крайней мере, головной «Капитан Панфилов» в про­ цессе эксплуатации в арктических морях показал не лучшие качества. Корпус судна был явно не приспособлен для работы в ледовых условиях северных морей, энерге­ тическая установка маломощна для ледокольного транспорта. У судна не было бортовых килей и при плавании в штормовых условиях оно имело стремительную и резкую бортовую качку. За это моряки тут же окрестили его «тридцать пять на тридцать пять», намекая на то, что уже при небольшой волне судно ложилось в крене за 30 градусов на борт. Добавим, что через несколько лет эксплуатации на Севере все суда этой серии были переданы в одно из прибалтий­ ских пароходств. Это было, безусловно, мудрое решение. А моряки позднее призна­ вались относительно этих судов, что «принимали без любви и сдавали без сожале­ ния». Бывает и такое в мореходной практике. Новый флот на ледовых трассах В ноябре 1976 года теплоход «Капитан Панфилов» готовился к отходу из Мур­ манска в Дудинку с грузом строительных материалов, автотехникой и неболь­ шими партиями различных ширпотребовских товаров. Капитан —автор данного повествования, только прибывший из отпуска и вступавший в командование судном, явился по этому случаю с традиционным визитом к начальнику пароход­ ства —доложить о вступлении в командование судном и получить обычное в таких случаях напутствие и пожелания успешной работы капитану и его экипажу. Влади­ мир Адамович Игнатюк неспешно встал из-за своего рабочего стола и, подавая руку, приветливо сказал: «Очень кстати, капитан, есть разговор». Пригласив присесть к 288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz