Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рость движения каравана. Но с атомохода твёрдый, басовитый голос дублёра: «Ка­ питан ледокола приказал идти установленной им скоростью, прошу не поднимать этот вопрос». Караван вышел из Енисейского залива, обогнул мыс Лопатка и лег курсом на запад —впереди на локационной видимости чистая вода. Все становится ясно — штормовой южный ветер сдвинул ледяной массив к северу и открыл прибрежную заприпайную полынью —вот это удача! Отчаянный капитан «Гижиги» снова заво­ дит разговор об увеличении скорости движения каравана. Наконец, с головного ле­ докола разрешают «Гижиге» выйти из ордера и, увеличив скорость, идти впереди каравана с разведывательной целью —информировать караван в случае встречи со льдами. Капитан Маков, увеличив ход до полного, решительно повел свой аркти­ ческий «рысак» вперед. К утру погода стала улучшаться, сказывалось движение на запад, мороз замет­ но ослабел, видимость улучшилась, впереди простиралась чистая вода, и суда уве­ личили скорость до полной мощности нашего «Устилуга». Теперь мы задаём тон движению всего каравана. Наши механики старались не ударить в грязь лицом и выдавали все, на что была способна машина. Да, собственно, было грешно не вос­ пользоваться такой прекрасной возможностью —«проскочить» по чистой воде мак­ симально возможный участок морского пути между Енисейским заливом и остро­ вом Белый, а возможно и далее, в обход последнего. Обогнули по «желобу» остров Белый и устремились на юго-запад к Карским Воротам. Капитан Маков периодически сообщал о чистой воде на пути следования. «Ги- жига» уже была более 50 миль впереди нас. Да, сделала нам тогда мать-природа великолепный подарок. В конце декабря от Енисейского залива до Карских Ворот арктический караван прошел по чистой воде, не встретив на всем пути ни одной серьезной льдины. Насколько могу вспомнить, такого не было ни до, ни после этого великолепного перехода. Южные и юго-восточные ветры силой 6—8 баллов работа­ ли в юго-западной части Карского моря в течение почти десяти суток и сдвинули весь Новоземельский ледовый массив далеко на север. Этой благоприятной обста­ новкой мы успешно воспользовались. Далее к западу, за Карскими Воротами, пого­ да тоже благоприятствовала, и 26 декабря теплоход «Устилуг» благополучно при­ был в Мурманск, завершив тяжелый осенне-зимний рейс продленной арктической навигации на линии Мурманск—Дудинка. После непродолжительной стоянки в родном порту под выгрузкой—погрузкой уже в начале января нового 1975 года «Устилуг» отправился с грузом апатитового концентрата в Росток, а оттуда в Ленинград —на ремонт на Канонерском заводе. Тут остается добавить о любопытном напоминании того трудного рейса в Арктику. При стоянке судна в доке Ленинградского судоремонтного завода уже, кажется, в апреле рабочие вырезали поврежденные участки обшивки с фрагментами набора. В районе одного из бортовых отсеков вместе с вырезанным металлом из корпуса судна вывалилась огромная глыба льда. Рабочие долго с недоумением стояли перед этой ледяной диковиной. Подошедший к ним старпом Юрий Пошевеля со свой­ ственным ему мягким юмором, слегка похлопав по гладкой поверхности уже несколько подтаявшей глыбы, заметил: «Это, друзья, сувенир от “батюшки” Ени­ сея —с декабря путешествовал, пять морей прошел, достойная память!». Да, что ни говори, а вновь принятые старые рудовозы, с предельно изношенны­ ми корпусами, неудовлетворительно работающими системами и механизмами, не 287

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz