Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Енисейский залив прошли благополучно. Там нас поджидал атомный ледокол «Ле­ нин», в то время еще единственный в Арктике атомоход. Теперь у нас появилась уверенность в успешном завершении ледового плавания до Карских Ворот. Во время небольшой остановки перед следующим участком плавания ко мне на судно поднялся капитан атомохода —мой добрый старый товарищ, капитан «Лени­ на » —Борис Макарович Соколов и попросил показать незнакомый для него тепло­ ход и полученные повреждения. Вероятно, московские представители нарисовали ему невеселую картину. После совместной «прогулки» по наиболее проблемным отсекам «Устилуга» изрядно уставшие с небольшими ссадинами и синяками, мы, наконец, выбрались из судовой «преисподней», добрались до капитанской каюты и долго приводили себя в порядок. Потом посидели, помолчали... каждый о своём. Вдруг Борис Макарович этак rio-дружески, даже несколько смущенно спраши­ вает: «Как же Вы тут плаваете, Леонид Степанович, дорогой?». Я тоже немного по­ молчал, что тут скажешь, и ответил: «Кому-то надо плавать и здесь, Борис Макаро­ вич». Опытный ледовый капитан, замечательный моряк и мудрый человек, он по­ нимал всю опасность дальнейшего плавания этого аварийного судна с полным грузом запредельно тяжелой медно-никелевой руды —один жёсткий удар с приличного хода о край тяжелой полярной льдины и... судно камнем пойдет в пучину. Еще помолчали, и он снова высказал очень трудное для меня предложение: «Пересади ко мне основную часть экипажа, останься только с вахтой —мало ли что...». Я тепло поблагодарил коллегу и решительно ответил: «Спасибо, Борис Макарович, доро­ гой, ну не имею права —судно еще наплаву, да и не пойдут мои моряки с судна —ни за что не согласятся!». А он вроде как посветлел взглядом и, протягивая на прощание руку, почти ве­ село сказал: «Да я так и думал! Ну, пойдёшь за нами первым, держись ближе —ка­ нал свободнее, а в случае чего... вызывай по-срочному —я теперь в курсе дела». И пошел на свой ледокол. Спустя некоторое время, караван снялся с дрейфа, суда за­ няли места в походном ордере, и атомоход «Ленин» повел нас на выход из Енисей­ ского залива. Теперь «Устилуг» шел за атомоходом и наше положение еще несколь­ ко улучшилось —канал за атомным гигантом был прямой, широкий и довольно чистый ото льда. Правда, метеоусловия были чрезвычайно сложны. Полярная ночь, морозная мгла, парение от чистой воды в канале —видимость нулевая и только су­ довой радар высвечивает сигналы от впереди идущих судов, да лед без конца и края. Временами кажется, что уже на всем белом свете ничего более не существует кроме этого окаянного ледового безмолвия. На мостиках судов предельное внимание и настороженное молчаливое наблюдение у экранов локаторов. Сильный пронзительно морозный южный ветер уже несколько суток господ­ ствует в районе от Диксона до Новой Земли. И вот в окружающей мгле что-то изме­ нилось —суда каравана одно за другим выходят на открытую воду. Это показалось настолько неожиданным —чистая вода за бортом, что штурмана недоверчиво гля­ дят за борт —правда чистая вода. Но видимости нет и никто толком не может по­ нять: это просто небольшое случайное разводье или... кромка льдов?!Общее молча­ ние прерывает капитан «Гижиги» Вячеслав Маков: «Кажется чистая вода, на “Ле­ нине”, что там у вас впереди?». Опять молчание и, наконец, дублер капитана атомохода Владимир Кочетков характерным для него очень спокойным, каким-то обыденным голосом объявляет по каравану, что вышли на чистую воду и рекомен­ дует усилить внимание и контроль за дистанциями между судами. В эфире зазвуча­ ли бодрые голоса судоводителей. Капитан Маков уже предлагает увеличить ско­ 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz