Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Енисейский залив прошли благополучно. Там нас поджидал атомный ледокол «Ле нин», в то время еще единственный в Арктике атомоход. Теперь у нас появилась уверенность в успешном завершении ледового плавания до Карских Ворот. Во время небольшой остановки перед следующим участком плавания ко мне на судно поднялся капитан атомохода —мой добрый старый товарищ, капитан «Лени на » —Борис Макарович Соколов и попросил показать незнакомый для него тепло ход и полученные повреждения. Вероятно, московские представители нарисовали ему невеселую картину. После совместной «прогулки» по наиболее проблемным отсекам «Устилуга» изрядно уставшие с небольшими ссадинами и синяками, мы, наконец, выбрались из судовой «преисподней», добрались до капитанской каюты и долго приводили себя в порядок. Потом посидели, помолчали... каждый о своём. Вдруг Борис Макарович этак rio-дружески, даже несколько смущенно спраши вает: «Как же Вы тут плаваете, Леонид Степанович, дорогой?». Я тоже немного по молчал, что тут скажешь, и ответил: «Кому-то надо плавать и здесь, Борис Макаро вич». Опытный ледовый капитан, замечательный моряк и мудрый человек, он по нимал всю опасность дальнейшего плавания этого аварийного судна с полным грузом запредельно тяжелой медно-никелевой руды —один жёсткий удар с приличного хода о край тяжелой полярной льдины и... судно камнем пойдет в пучину. Еще помолчали, и он снова высказал очень трудное для меня предложение: «Пересади ко мне основную часть экипажа, останься только с вахтой —мало ли что...». Я тепло поблагодарил коллегу и решительно ответил: «Спасибо, Борис Макарович, доро гой, ну не имею права —судно еще наплаву, да и не пойдут мои моряки с судна —ни за что не согласятся!». А он вроде как посветлел взглядом и, протягивая на прощание руку, почти ве село сказал: «Да я так и думал! Ну, пойдёшь за нами первым, держись ближе —ка нал свободнее, а в случае чего... вызывай по-срочному —я теперь в курсе дела». И пошел на свой ледокол. Спустя некоторое время, караван снялся с дрейфа, суда за няли места в походном ордере, и атомоход «Ленин» повел нас на выход из Енисей ского залива. Теперь «Устилуг» шел за атомоходом и наше положение еще несколь ко улучшилось —канал за атомным гигантом был прямой, широкий и довольно чистый ото льда. Правда, метеоусловия были чрезвычайно сложны. Полярная ночь, морозная мгла, парение от чистой воды в канале —видимость нулевая и только су довой радар высвечивает сигналы от впереди идущих судов, да лед без конца и края. Временами кажется, что уже на всем белом свете ничего более не существует кроме этого окаянного ледового безмолвия. На мостиках судов предельное внимание и настороженное молчаливое наблюдение у экранов локаторов. Сильный пронзительно морозный южный ветер уже несколько суток господ ствует в районе от Диксона до Новой Земли. И вот в окружающей мгле что-то изме нилось —суда каравана одно за другим выходят на открытую воду. Это показалось настолько неожиданным —чистая вода за бортом, что штурмана недоверчиво гля дят за борт —правда чистая вода. Но видимости нет и никто толком не может по нять: это просто небольшое случайное разводье или... кромка льдов?!Общее молча ние прерывает капитан «Гижиги» Вячеслав Маков: «Кажется чистая вода, на “Ле нине”, что там у вас впереди?». Опять молчание и, наконец, дублер капитана атомохода Владимир Кочетков характерным для него очень спокойным, каким-то обыденным голосом объявляет по каравану, что вышли на чистую воду и рекомен дует усилить внимание и контроль за дистанциями между судами. В эфире зазвуча ли бодрые голоса судоводителей. Капитан Маков уже предлагает увеличить ско 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz