Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

морских промышленников. А профессор М. И. Белов указывал, что практичные поморы охотно брались помогать правительственным экспедициям, понимая сво­ им смекалистым умом, что составленные исследователями-гидрографами карты и лоции будут успешно способствовать развитию зверобойных и рыбных промыслов. Это был начальный, «допетровский», период освоения северных территорий нашей великой страны. Первостепенными задачами таких походов и плаваний были наме­ рения «...приискать новые землицы, богатые зверем, рыбой, пушной рухлядью, рыбьим “зубом”». Завершился трудный, но важный и яркий в истории арктического мореплава­ ния XVII век —период активных плаваний поморов вдоль сибирских берегов, а также на ближние и дальние острова северных морей. Русские мореходы открыли, осмот­ рели и частично обследовали огромные участки Сибирского побережья от Обского устья до крайнего восточного Чукотского мыса, именуемого ныне мыс Дежнёва, и далее до Камчатки. Они первыми установили общие контуры северного побережья Сибири и реальную протяжённость морского Северо-Восточного прохода в Тихий океан. Они первыми прошли проливом между Азией и Америкой, который называ­ ется теперь Берингов пролив. Поморы, казаки, служилые люди, прокладывая путь морем на восток, многое «приметили», обследовали, частично описали и передали следующим поколениям обширную информацию о наиболее важных, сложных в ледовом отношении участках Северо-Восточного прохода. Поморы также довольно обстоятельно обследовали устьевые участки и бассей­ ны больших сибирских рек, выходящих в арктические моря. Они уже ежегодно пла­ вали в Обской, Тазовской, Печорской губах, неустрашимо пускались в далёкие ле­ довые походы в Баренцево, Карское и последующие северо-восточные моря, кото­ рые еще не имели собственных названий. Этот богатый опыт ледовых плаваний широко использовался последующими поколениями мореплавателей, в частности, офицерами-гидрографами и руководителями отрядов Великой Северной экспеди­ ции. Поморы-мореходы XVII века внесли большой неоценимый вклад в последую­ щее освоение Российской Арктики. Но пришел новый XVIII век. Настала пора, когда, по словам А. С. Пушкина: «Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Это следую­ щая, особая эпоха развития Российского флота —отнюдь не его начала. Наступал новый этап и в дальнейшем развитии арктического мореплавания. Перед россий­ скими моряками, учёными, исследователями вставала поистине великая задача — изучения, освоения и обустройства Северо-Восточного прохода в Тихий океан — будущего Северного морского пути. «Доподлинно установить, соединяется ли Азия с Америкой...» М ысль о морском сообщении между центральными землями Российской импе­ рии и её богатыми восточно-сибирскими окраинами всё более занимала передовых русских людей —учёных, исследователей, мореплавателей, промышлен­ ников. Активизация хозяйственной деятельности в Сибири, расширение россий­ ского рынка заставило правительство серьёзно оценить проекты экспедиций с 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz