Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ослабления морозов дудинские стивидоры продолжали грузовые работы на наших судах. Вот пошел на выход из Дудинского порта очередной караван. Точнее, ледо­ колы повели на буксире «Усолье», у него напрочь примерз руль, и судно лишилось возможности управляться. Позднее мы узнали, что его с примерзшим рулем вели на коротком буксире аж до Карских Ворот. Была уже половина декабря, когда наша стоянка на Енисее подошла, наконец, к завершению. Погрузка закончена, груз закреплен, документы оформлены и после­ дний караван этой навигации 16 декабря 1974 года вышел из Дудинки в Мурманск. Впереди, прокладывая новый, а временами освежая старый канал во льду, шли ле­ доколы «Капитан Мелехов» под командой капитана Евгения Фартусова и «Капи­ тан Воронин», которым тогда командовал капитан Владислав Смолягин. За ледо­ колами по каналу медленно и трудно продвигались рудовозы «Устилуг» и «Уржум», а за ними сухогрузы «Гижига» и архангельский лесовоз —не помню названия. По­ года была вполне прилична —мороз около минус 20 градусов и маловетрие. Однако сильнейшие морозы в последние две недели сделали черное дело —лед резко приба­ вил в толщине и прочности, достигнув на отдельных участках 70—80 сантиметров. Соответственно канал оказался очень смерзшимся, узким и крайне извилистым. Главная проблема в движении каравана заключалась в том, что рудовозы не могли увеличивать скорость, это грозило повреждениями корпусов от ударов о кром­ ки ледового канала, особенно при поворотах. А при безопасной скорости суда теря­ ли инерцию и часто застревали в ледовом крошеве узкого канала. И вот, выполняя очередной поворот на приличной скорости (иначе изгиб канала не одолеть), тепло­ ход «Уржум» жестко ударился скулой об острый ледовый выступ и получил огром­ ную пробоину. Ледовый «кинжал» распорол обшивку корпуса на уровне ватерли­ нии около 12 метров длиной. И только мгновенная реакция и распорядительность капитана В. И. Бабинцева фактически спасли судно. Команда в машинное отделе­ ние: заполнять балластные танки противоположного борта забортной водой для создания крена и, соответственно, вывода пробоины выше уровня поверхности воды за бортом. Механики тоже не оплошали и, пустив насосы на максимальные оборо­ ты, довольно быстро создали нужный крен —судно осталось наплаву. И всё же си­ туация —хуже некуда. «Уржум» в критическом положении. Караван остановил движение. Необходимо «осмотреться в отсеках», как говорят военные моряки. Нам тоже очень хотелось осмотреть свой корпус со льда. Старший помощник капитана Юрий Георгиевич Пошевеля в сопровождении нескольких моряков спус­ тились на лед и с необходимыми предосторожностями сравнительно внимательно осмотрели корпус в районе ватерлинии. Из доклада старпома выяснилось, что нам также изрядно досталось. Моряки обнаружили несколько серьёзных повреждений в обшивке корпуса. Кроме того, по левому борту чуть выше ватерлинии две очень резкие вмятины уходят ниже уровня воды. Что и говорить —невеселая информа­ ция, кажется, не миновать участи, постигшей нашего собрата «Уржума». Кстати, после небольшого совещания капитанов ледоколов со старшими командирами ава­ рийного судна пришли к единственному в этих условиях разумному решению — развернуть «Уржум» на обратный курс и со всеми возможными предосторожностя­ ми вести обратно в Дудинский порт для срочного, аварийного ремонта. А караван продолжил движение на выход из Енисея. Теперь все внимание ледо- колыциков сосредоточилось на обеспечение проводки нашего уже изрядно помято­ го «Устилуга». Через сутки предельно напряженного плавания по ледовому каналу караван миновал Турушинский перекат и вышел на морские глубины Енисейского 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz