Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ослабления морозов дудинские стивидоры продолжали грузовые работы на наших судах. Вот пошел на выход из Дудинского порта очередной караван. Точнее, ледо колы повели на буксире «Усолье», у него напрочь примерз руль, и судно лишилось возможности управляться. Позднее мы узнали, что его с примерзшим рулем вели на коротком буксире аж до Карских Ворот. Была уже половина декабря, когда наша стоянка на Енисее подошла, наконец, к завершению. Погрузка закончена, груз закреплен, документы оформлены и после дний караван этой навигации 16 декабря 1974 года вышел из Дудинки в Мурманск. Впереди, прокладывая новый, а временами освежая старый канал во льду, шли ле доколы «Капитан Мелехов» под командой капитана Евгения Фартусова и «Капи тан Воронин», которым тогда командовал капитан Владислав Смолягин. За ледо колами по каналу медленно и трудно продвигались рудовозы «Устилуг» и «Уржум», а за ними сухогрузы «Гижига» и архангельский лесовоз —не помню названия. По года была вполне прилична —мороз около минус 20 градусов и маловетрие. Однако сильнейшие морозы в последние две недели сделали черное дело —лед резко приба вил в толщине и прочности, достигнув на отдельных участках 70—80 сантиметров. Соответственно канал оказался очень смерзшимся, узким и крайне извилистым. Главная проблема в движении каравана заключалась в том, что рудовозы не могли увеличивать скорость, это грозило повреждениями корпусов от ударов о кром ки ледового канала, особенно при поворотах. А при безопасной скорости суда теря ли инерцию и часто застревали в ледовом крошеве узкого канала. И вот, выполняя очередной поворот на приличной скорости (иначе изгиб канала не одолеть), тепло ход «Уржум» жестко ударился скулой об острый ледовый выступ и получил огром ную пробоину. Ледовый «кинжал» распорол обшивку корпуса на уровне ватерли нии около 12 метров длиной. И только мгновенная реакция и распорядительность капитана В. И. Бабинцева фактически спасли судно. Команда в машинное отделе ние: заполнять балластные танки противоположного борта забортной водой для создания крена и, соответственно, вывода пробоины выше уровня поверхности воды за бортом. Механики тоже не оплошали и, пустив насосы на максимальные оборо ты, довольно быстро создали нужный крен —судно осталось наплаву. И всё же си туация —хуже некуда. «Уржум» в критическом положении. Караван остановил движение. Необходимо «осмотреться в отсеках», как говорят военные моряки. Нам тоже очень хотелось осмотреть свой корпус со льда. Старший помощник капитана Юрий Георгиевич Пошевеля в сопровождении нескольких моряков спус тились на лед и с необходимыми предосторожностями сравнительно внимательно осмотрели корпус в районе ватерлинии. Из доклада старпома выяснилось, что нам также изрядно досталось. Моряки обнаружили несколько серьёзных повреждений в обшивке корпуса. Кроме того, по левому борту чуть выше ватерлинии две очень резкие вмятины уходят ниже уровня воды. Что и говорить —невеселая информа ция, кажется, не миновать участи, постигшей нашего собрата «Уржума». Кстати, после небольшого совещания капитанов ледоколов со старшими командирами ава рийного судна пришли к единственному в этих условиях разумному решению — развернуть «Уржум» на обратный курс и со всеми возможными предосторожностя ми вести обратно в Дудинский порт для срочного, аварийного ремонта. А караван продолжил движение на выход из Енисея. Теперь все внимание ледо- колыциков сосредоточилось на обеспечение проводки нашего уже изрядно помято го «Устилуга». Через сутки предельно напряженного плавания по ледовому каналу караван миновал Турушинский перекат и вышел на морские глубины Енисейского 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz