Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

панному дизель-электроходу. 27 ноября 1957 года «Лена» пришла в Мурманск, завершив трудную и, по нашему моряцкому мнению, не очень удачную высокоши­ ротную экспедицию. В последующие годы научные исследования на западном уча­ стке Северного Ледовитого океана и в Гренландском море велись регулярно, но уже на специальных научно-исследовательских судах. На пути к зимним арктическим плаваниям Н ачиная с 70-х годов XX века, стал резко увеличиваться объём грузоперевозок из Енисейского порта Дудинка в Мурманск, в частности, медно-никелевой руды и продукции цветных металлов Норильского горно-металлургического ком­ бината. А из Мурманска широким потоком шли встречные грузы: стройматериалы, техника, различные виды снабжения для Норильска, Дудинки и всего Таймырско­ го округа. В этой связи, в июле 1974 года в состав флота Мурманского морского пароходства из Азово-Черноморского бассейна была передана группа судов-рудо­ возов типа «Углеуральск» —восемь единиц. Суда пришли из Азовского пароход­ ства и были в крайне запущенном состоянии. На теплоходе «Устилуг», который автор этих строк принимал в должности ка­ питана, наблюдалась водотечность корпуса, были неисправны водонепроницаемые переборки, а в балластных танках гуляла вода по всему междудонному простран­ ству. Были проблемы с работой водоотливных средств и целый ряд других круп­ ных неисправностей. В таком же состоянии находились и другие суда —им была прямая дорога в большой ремонт. Но приемная комиссия в непонятно срочном по­ рядке принимала одно судно за другим. Они тут же включались в работу на линии Мурманск—Дудинка. Девять судов этой серии, построенные на судоверфи в Гер­ манской Демократической Республике в 1958—1960 годах, по тем временам были сравнительно вместительны, с сильными машинами и прочными корпусами уси­ ленного ледового класса. Правда, была у них довольно неприятная особенность — из-за повышенной начальной остойчивости они резко и стремительно качались даже на сравнительно небольшом волнении моря. Непонятным было еще одно обстоятельство. Почему суда с усиленным ледо­ вым классом, предназначенные в принципе для работы в ледовых северных морях, с постройки поступали в Азовское пароходство и плавали на черноморско-среди- земноморских линиях? Одно из этих судов «Умань» затонуло во время жестокого шторма в Атлантике из-за смещения груза железной руды в трюмах. Тогда погибла часть экипажа, остальные были спасены подошедшими судами. А в Мурманском пароходстве рудовозы появились в 1974 году, уже в возрасте от 15 лет и более. По своему техническому состоянию эти суда уже не годились для работы в северных ледовитых морях, а тем более в период продлённых арктических навигаций. Об этом, между прочим, будущих судовладельцев предупреждали представители мурман­ ской инспекции Регистра, однако всё пошло по принципу постылой «производствен­ ной необходимости». Ну, что случилось, то случилось. Мы начали работать на этих судах в Арктике, на перевозке медно-никелевой руды и готовой продукции Нориль­ ского горно-металлургического комбината из Дудинки в Мурманск. Стратегиче­ ская задача —продление арктической навигации на Енисее формально была испол­ нена, а остальное —уже проблемы моряков, работавших на этих, мягко говоря, не очень надёжных судах. С «легкой руки» местных острословов за этими многостра- 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz